
Власти хотят пристальнее следить за поведением детей
«Поведение — неуд!», — многие из тех, кто учился в школе в 70-х и 80-х годах прошлого века помнят такие записи в дневнике, сделанные красной ручкой классным руководителем. И вот спустя почти 40 лет оценки за поведение в школе хотят вернуть, причем они будут отражаться и в аттестате. Соответствующий законопроект внесен в Государственную думу. Поддержал возвращение оценки за поведение и глава государства, но при этом добавил: «Нужно, чтобы она на что-то влияла».
Мнение о том, если смысл сегодня снова оценивать прилежность учеников, 93.RU высказал психиатр, психотерапевт клиники Глазуновой Дмитрий Коломиец.
— Дмитрий Николаевич, когда вы были школьником, вам ставили оценки за поведение?
— Да, но к концу моей учебы в школе их уже отменили. Чаще всего это были отметки «хорошо», но иногда бывало и «удовлетворительно». Но в целом я не был хулиганистым учеником и огорчался, если получал сниженные оценки по поведению.
— Какой вы были прилежный ученик! Это хорошо. А как вы относитесь к этому нововведению? Поможет ли оно улучшить поведение школьников?
— Отношусь однозначно положительно, поскольку думаю, что это сможет позитивно сказаться и на взаимоотношениях между учениками, и между учителями и учениками, и, самое главное, поможет привлечь внимание родителей к поведению их детей.
Ведь до сих пор отношения между родителями и учителями в школе носили характер либо конфронтации, либо некоторого пренебрежения со стороны родителей, поскольку проблемы в поведении учеников становились заботой учителей. Теперь ситуация — при правильно организованном подходе — может серьезно измениться. Ученикам и родителям «будет что терять».

Ранее в советских школах уже была похожая практика
Комплексный подход
— Какие тогда критерии объективности при выставлении оценок за поведение? Может ли учитель просто испортить аттестат или итоговую оценку ученику, который его «доводит»?
— Насколько я понимаю, эти критерии сейчас разрабатываются и активно обсуждаются педагогическим и родительским сообществами. К их выработке привлекаются психологи, дефектологи, педагоги и многие другие специалисты, поэтому это будет комплексный подход к оценке поведения учеников.
Пожалуй, эти критерии точно будут включать в себя и умение адаптироваться в школе, и способность находить общий язык со сверстниками, педагогами, выдерживать рамки школьных требований к внешнему виду и поведению, коммуникативные навыки.
Отдельно хотелось бы видеть в разработке критериев оценки поведения учет детей с «особенностями», ведь большое их количество присутствует в образовательной сфере. Это дети с синдромом дефицитом внимания и гиперактивности, дети с расстройствами поведения и эмоций и многие другие «особенные» дети, требующие индивидуального подхода к оценке их поведения.
Если будут разработаны четкие критерии, у учителей просто не останется возможности подпортить оценки по поведению ученику, ведь в школе к этой оценке будут подходить совместно учителя, классные руководители и школьные психологи.

Пока неясно, по каким именно критериям будет выставляться оценка за поведение
— По мнению авторов законопроекта, низкая оценка за поведение школьника может сигнализировать родителям о проблемах, требующих вмешательства. Действительно родители после «неуда» по поведению возьмутся за ремень или прибегнут к другим действенным методам воспитания?
— Очень бы хотелось, чтобы данная инициатива привела именно к повышению интереса и ответственности со стороны учеников и их родителей, ведь задача школьного учителя прежде всего учить, давать знания, а не следить за поведением ученика в школе.
Если в учебном заведении созданы благоприятные условия для усвоения знаний, в том числе за счет соблюдения норм поведения, учитель будет иметь возможность больше внимания уделять передаче знаний всем ученикам, а не постоянно отвлекаться на замечания паре-тройке нарушителей. И все в итоге выиграют от этого. Если родитель будет понимать важность оценок за поведение, возможные последствия, у него будет прямая мотивация включиться в этот вопрос.
Дал в нос — молодец?
— Вот, например, старшеклассник подрался. Но при этом он мог защищать девочку или младшего школьника. С одной стороны, драка, нехорошо, а, с другой, вроде бы благородный поступок. Как быть учителям в этих ситуациях?
— Подобные ситуации не следует рассматривать отдельно, оторвано от прочих характеристик ученика, от целостной оценки его поведения. Опираясь как на отдельные поступки ученика, так и на его психологический профиль, можно будет еще в школе определить, куда ему стоить направить свои способности — может быть, в те сферы, которые требуют нестандартного подхода, креативности, особого мышления, даже некоторого бунтарства или же наоборот, идти туда, где востребована дисциплинированность, четкое следование предписанным требованиям.
— То есть ничего страшного, пусть дает по носу обидчикам?
— Ну, надо смотреть на ситуацию. Если он регулярно так защищает девочек, давая по носу всем ребятам в школе, то, наверное, это вопросы к его поведению.
Что касается родителей, воспринимать такие ситуации надо спокойно, потому что, если это случайность какая-то, родители могут на семейном совете похвалить или пожурить свое чадо. А если это какая-то более системная ситуация, то в этом случае подключаются педагоги, возможно, специалисты для коррекции поведения.
А как вы относитесь к введению в школах оценок за поведение?