Крупный лесной пожар в районе поселка Дюрсо, разгоревшийся 14 июля, привел к тому, что пострадал Абраусский заповедник. Пламя охватило больше 60 гектаров, были эвакуированы сотни людей.
Это реликтовые леса, которые произрастают на очень узкой полоске берега. Лес занимает буквально несколько километров от Чёрного моря в сторону гор и на промежутке между Анапой и Геленджиком. При этом в нем сосредоточено большое количество видов растений и животных, редких или очень редких, занесенных в Красную книгу России, а то и мира.
Среди них — высокий и колючий можжевельник, пицундская сосна, ягодный тис, туполистная фисташка. Из животных там встречается краснокнижная рысь.
По словам кубанского биолога Вениамина Голубитченко, для возобновления одной только растительности потребуются многие десятилетия и даже столетия, чтобы возникла хоть какая-то растительность, не говоря уже о тех видах, что там произрастали.
— Все потеряно. Что-то вырастет, очень немногое. Но полное восстановление может занять 150−200 лет. Есть достаточно много примеров уже, например, склоны возле цемзаводов в районе Новороссийска — они были обезлесены еще во время Первой мировой войны, потом добиты во время Второй мировой и вот до сих пор можно пойти и посмотреть на них живьем, как выглядят, сто лет восстановления, — утверждает специалист.
Несмотря на то, что существует мнение, будто лесные пожары полезны для природы, это применимо в очень редких случаях, считает эксперт.
— Пожар — это чудовищное зло, которое уничтожает практически все живое. Ту небольшую прослойку питательного грунта, которую используют наши редколесья. И они еще находятся на довольно крутых склонах, с которых после того, как прошел пожар, все смывается, и почва вообще не остается, — объяснил Голубитченко.
Он подчеркнул, что из-за сильного ветра, раздувавшего пожар, почва прогорела на большую глубину. Таким образом, шанс на полноценное восстановление участка крайне мал.
Что именно мы потеряли и потеряем еще?
Одно из неочевидных последствий пожара — сниженная устойчивость склонов к оползням, селям и наводнениям. Это станет заметно уже в конце лета — начале осени. Также поврежденные огнем участки включали в себя как лекарственные, так и декоративные растения
— Если их сейчас не используют, не значит, что они не понадобятся в будущем. И научные исследования подтверждают это — мы могли бы получать какие-то вещества, очень полезные для здоровья, косметики и даже для промышленности. И мы это разнообразие теряем прямо сейчас, — считает эксперт.
Кроме того, теряется рекреационная ценность территории. Местные можжевельники, в частности, выделяют фитонциды — активные вещества, подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Проще говоря то, что мы называем лечебным воздухом. Таким образом, санаторная составляющая курорта серьезно пострадала.
Экономический же ущерб, хотя и не подсчитан официально, уже исчисляется «сотнями миллионов» рублей, по данным ТАСС со ссылкой на профессора Ботанического сада Южного федерального университета Татьяну Вардуни.
Напомним, в Рослесхозе считают, что пожар вызвало «местное население». УМВД по Новороссийску возбудило уголовное дело по статье 261 УК РФ (уничтожение / повреждение лесных насаждений). О том, что видели свидетели и участники тушения, читайте на сайте.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».