С 27 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Появления законодательного акта, четко определяющего правила разглашения важной информации, оказывающей влияние на котировки биржевых индексов и отдельных ценных бумаг, инвесторы ждали около десяти лет.
Но и в утвержденном тексте закона осталось столько белых пятен и неточностей, что за полгода, прошедшие с момента его утверждения президентом Дмитрием Медведевым, Федеральная служба по финансовым рынкам выпустила около двух десятков нормативных актов, уточняющих отдельные положения. В частности, подготовлены проекты приказов, уточняющие перечень информации, относящейся к инсайдерской, требования к раскрытию информации эмитентами. Но и не слишком прояснило ситуацию. В законе инсайд определен как точная и конкретная информация, ранее не известная, распространение которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров. Потенциальными инсайдерами признаются руководство Банка России, члены Национального банковского совета, руководство всех государственных служб и ведомств.
За умышленное неправомерное использование инсайдерской информации в новом законе предусматривается административная и уголовная ответственность (максимальный срок – семь лет лишения свободы). Впрочем, в полную силу закон вступит только через полгода, а получить реальный тюремный срок за разглашение конфиденциальной информации можно будет лишь через три года. Пока же нарушителей ждет административная ответственность, которая предусматривает для граждан штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для компаний - до 700 тыс. рублей.
Федеральная служба по финансовым рынкам, проведя в тестовом режиме мониторинг подозрительных сделок на фондовом рынке, за последние четыре месяца обнаружила на российских биржах более 26,4 тыс. сомнительных сделок, в том числе 730 сделок обладали несомненными признаками использования закрытой информации в корыстных целях до ее официальной публикации. По словам главы ФСФР Владимира Миловидова, ни по одной из инсайдерских сделок разбирательств пока не будет.
Фото: Иллюстрация Евгения КРАНА