Вот уже несколько лет по инициативе Генеральной ассамблеи ООН каждое третье воскресенье ноября отмечается как Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на планете в ДТП гибнет около 1,3 миллиона человек – это больше, чем все население Краснодара. Еще около 50 миллионов получают травмы и становятся инвалидами.
За первые десять месяцев нынешнего года жертвами дорожно-транспортных происшествий на Кубани стали 947 человек, 5516 получили ранения различной степени тяжести. Практически не бывает дня, чтобы в оперативных сводках не было сообщений о новых погибших. Самое страшное, что едва ли не каждое десятое ДТП в крае происходит с участием несовершеннолетних. Гибнут и становятся инвалидами молодые люди, которые могли бы завести семьи, родить детей.
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев причиной трагедий являются нарушения правил дорожного движения. Это означает, что предотвращение новых смертей зависит прежде всего от сознательности, дисциплины и грамотности каждого водителя и пешехода. Когда же речь идет о безопасности детей, безусловно, огромная ответственность лежит на родителях и педагогах.
На Кубани немало делается для профилактики ДТП, укрепления безопасности дорог и автотранспортных средств, для улучшения подготовки водителей и повышения их дисциплины. Совершенствуется и система экстренной помощи пострадавшим. Вот уже четвертый год в Краснодарском крае действует губернаторская программа повышения безопасности дорожного движения. Создана и активно работает краевая комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которая совместно с муниципальными образованиями решает наиболее проблемные вопросы в городах и районах.
Почему же в России такой высокий уровень аварийности на дорогах?
«Законодатели сделали все! Уже за выезд на встречную полосу – лишение водительского удостоверения. Но все равно водители выезжают. Это о чем говорит? Это – культура вождения. Это все связано с менталитетом наших водителей», – отметил в беседе с «РИА Новости» заместитель начальника управления ГИБДД по Москве Владимир Томчак.
Менталитет и культура вождения не появляются из ниоткуда, а формируются под воздействием внешних факторов, парируют эксперты.
«Никто и никогда не воспитывал у нас культуру потребления закона, уважения к закону. Когда-то сама власть нам показала пример, что она имеет право (в отличие от других стран) придумать для себя в ПДД нормы, позволяющие не соблюдать ПДД. Придумала себе мигалки, придумала себе право ездить по разделительной полосе. И всякий, кто сегодня видит, что у власти есть привилегии, понимает, что в этой стране законы соблюдать необязательно», – говорит президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Немаловажную роль в ситуации с аварийностью на российских дорогах играют и особенности национальной правоприменительной практики. По закону сотрудники автоинспекции и судьи, которые рассматривают дела о дорожных происшествиях, должны первым делом выяснить у водителя, что заставило его нарушить правила.
«У нас это прописано, но никто этого не делает, – говорит Виктор Травин. – Ни один инспектор ДПС не выясняет: а почему вы нарушили. В Европе все очень просто: развернулся через две сплошные? А почему? Да потому что ближайший разворот через 305 км. Значит, срочно делают разворот в этом месте».
Если бы у нас начали выяснять причины нарушений и бороться с ними, то аварий было бы меньше, но гаишникам это невыгодно, поскольку их работа оценивается по количеству протоколов, говорит эксперт. «А в Европе никак не оценивается, работают и работают. Сама система искусственного вскармливания сотрудников ГАИ способствует тому, что никогда мы не истребим нарушения правил дорожного движения», – резюмирует Травин.
Еще одна вещь, которая влияет на дорожную обстановку и на культуру вождения – дорожная инфраструктура. По статистике причиной 20% дорожных происшествий является плохое состояние дорожного полотна. Плюс к этому – неудобная система информационного обеспечения на дорогах, когда водители просто не понимают, куда им ехать.
В ГИБДД надеются, что снизить число нарушений и аварий на дорогах помогут видеокамеры, которые сейчас активно устанавливаются в российских регионах. Эксперты приветствуют введение камер, поскольку они реализуют главный принцип наведения порядка на дороге – неотвратимость наказания. С камерой договориться не получится, а заплатив десять штрафов по тысяче рублей, водитель нарушать перестанет.
Правда, рассчитывать на камеры можно лишь в том случае, если они работают корректно. «Есть одна система, она широко закупается, но, по данным наших специалистов, она работает некорректно, и практически любой, кому предъявлено обвинение в нарушении скоростного режима, может, пользуясь юридическими пробелами, опротестовать этот протокол», – отмечает эксперт.
К Всемирному дню памяти жертв дорожных аварий Россия подошла с неутешительной статистикой: уровень аварийности и смертности на российских дорогах почти в десять раз превышает аналогичные показатели в Европе. В ГИБДД уверяют, что делают все возможное для сокращения количества ДТП.
По данным госавтоинспекции, в прошлом году на российских дорогах погибли почти 27 тысяч человек. В европейских странах, в частности, в Германии и Великобритании, этот показатель по итогам 2010 года не превышает четырех тысяч человек.