Отчаявшись вразумить злостных нарушителей предупреждениями и штрафами, ГИБДД предлагает решать проблему радикально. У граждан, которые регулярно и сознательно нарушают правила дорожного движения, будут отбирать не только права, но и автомобиль.
Заместитель начальника Главного управления ГИБДД МВД России Павел Бугаев в интервью для «Российской газеты» отметил, что по статистике чаще всего виновниками аварий становятся люди, ранее уже нарушавшие ПДД. Суть предложения Госавтоинспекции в том, чтобы вернуться к существовавшей в 90-е годы системе баллов. Тогда, если водитель набрал в течение года 15 баллов, его автоматически лишали прав на один год. В других странах балльная система действует до сих пор и успела зарекомендовать себя как отличный сдерживающий инструмент. Набрав число баллов, близкое к критической отметке, водители начинают ездить строго по правилам.
Балльную систему уже пытались вернуть в 2007 году, но тогда в канун выборов в Госдуму депутаты не согласились пойти на столь непопулярную в народе меру. Теперь параллельно с баллами ГАИ предлагает внедрить практику конфискации у нарушителей-рецидивистов транспортного средства.
В последние годы в России наиболее распространенным способом борьбы со злостным игнорированием ПДД является повышение штрафов. В прошлом году ввели даже арест на 15 суток. Но, как показывает практика, в российских регионах есть особо маргинальная прослойка водителей, которые не боятся ничего. Среди них даже есть свои рекордсмены. Так, жителя Кемерово несколько раз лишали прав за вождение в нетрезвом виде, но сознательность в нем так и не просыпалась. Даже после того как гражданин окончательно лишился прав на 88 лет, он без тени сомнения раз за разом садился в тюрьму на 15 суток за езду пьяным и без прав, пока не погиб в серьезном ДТП.
«Сегодня гражданин, лишенный права управления, не лишен возможности управлять транспортным средством. У каждого гаража сотрудника полиции не поставишь. Мы привлекаем к ответственности водителя, задерживаем транспортное средство. А он на следующий день приходит с соседом, у которого есть права. Оснований не выдать машину у нас нет – это частная собственность. И этот лихач снова за рулем», – объясняет Павел Бугаев.
Злостных нарушителей нужно лишать не только прав, но и колес, уверен он, и для примера апеллирует к опыту других стран, где за повторное вождение в пьяном виде у виновного отбирают автомобиль в пользу государства для последующей продажи с аукциона.
Схема видится простой и понятной: сел за руль пьяным впервые – лишился прав, попался повторно – сел на 15 суток – лишился автомобиля.