Стартовал опрос граждан на тему, стоит ли вводить в нашей стране новое правило дорожного движения. Суть его заключается в том, что водитель сможет поворачивать направо даже под красный сигнал светофора, соблюдая меры предосторожности, пишет «Российская газета».
Понятно, что для такого изменения необходимо вносить поправки в правила. Такой документ должен быть утвержден постановлением правительства. Предложения по подобной корректировке этого постановления уже поданы в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Однако позиция управления пока еще не утверждена. Хотя на данный момент она скорее «нет», чем «да».
По словам автора идеи, руководителя Московского центра борьбы с пробками Александра Шумского, таким образом, столица, если не избавится от пробок, то хотя бы транспортный коллапс отсрочит на годы.
Центр борьбы с пробками предлагает внести в правила дорожного движения небольшую деталь: при красном сигнале светофора разрешить поворот направо. В августе 2011 года это предложение непосредственно главе правительства Владимиру Путину озвучил Александр Шумский. Он предложил разрешить водителям поворачивать направо на красный свет. Это предложение в данный момент прорабатывается в ГАИ России.
Поворот направо на красный свет широко применяется в ряде стран. В настоящий момент такой маневр разрешен, например, в США, Канаде, Германии, Литве, Украине и Южной Корее. Судя по опыту наших соседей, каких-либо проблем подобное нововведение доставить не должно. По словам Шумского, многолетняя практика применения таких правил движения показала абсолютную безопасность на Украине. А водители там отнюдь не отличаются дисциплинированностью.
По мнению специалистов Центра борьбы с пробками, данное нововведение позволит не только сократить количество дорожных заторов на 15%, но и увеличить экономию бензина на 10%.
Как утверждает Шумский, есть несколько вариантов такого разрешения. Например, поворачивать можно только тогда, когда это разрешено специальным указателем. Это зеленая стрелка, которая устанавливается рядом с «красной» секцией светофора.
Второй вариант подразумевает, что поворот на красный свет разрешен всегда по умолчанию, за исключением прямого запрета на такой маневр: например, дополнительная табличка с перечеркнутой стрелкой
Ко всему прочему установка дополнительной металлической секции к светофору обойдется всего лишь в 300 рублей, в то время как оборудование светофора дополнительной электронной секцией – в 20 тысяч рублей плюс полтора года на согласование. Ведь это отдельный проект, отдельное программирование светофора, а в некоторых случаях и прокладка кабеля.
Шумский также напомнил историю: впервые идея поворачивать направо на красный сигнал была реализована в 1930-е годы в США в период Великой депрессии. Ставилась задача сэкономить очень дорогое топливо, чего и удалось достичь. Как побочный эффект, получилось сократить дорожные пробки.
Однако в России использовать многолетний мировой опыт не торопятся. У Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России несколько аргументов. Во-первых, в Венской конвенции о безопасности дорожного движения четко прописано, что на красный сигнал светофора ехать нельзя никуда. Во-вторых, наши правила полностью соответствуют этой конвенции. В-третьих, если нашим водителям позволить хоть какое-либо движение на красный свет, то перекрестки будут забиты намертво.
Кроме того, в главке считают, что все эти проблемы можно решить, не меняя правил дорожного движения, а просто вводя соответствующие технические решения. Не так уж дорого обходятся местным бюджетам дополнительные секции светофора. Поворот направо можно организовать в виде некоторого ответвления на дороге, как это делается на многих перекрестках столицы.
Александр Шумский имеет свое мнение на этот счет: «Что касается Венской конвенции, то Германии подпись под ней не мешает проводить именно такую политику. Все, что написано в Венской конвенции, – рекомендации. При этом в одной статье говорится, что красный свет – это запретительный сигнал для любого движения, в другой статье – что есть исключения. Так что сформулировать наше исключение из правил так, чтобы оно не противоречило Венской конвенции, не сложно».
Шумский также отметил, что Московский центр борьбы с пробками уже предлагал провести эксперимент в одном городе или в регионе на усмотрение местных властей. Свое согласие выразила администрация города Череповца, однако на такой эксперимент требуется одобрение, в том числе и местной ГИБДД.