Авто Четыре версии техосмотра – какую выбираете вы?

Четыре версии техосмотра – какую выбираете вы?

Обсуждение законопроекта о техосмотре продолжается, и уже сложились как минимум четыре концепции, включая его полную отмену. Есть и менее экстремальные варианты. Одно из предложений – отдать процедуру на контроль саморегулируемой организации, в которую во

Обсуждение законопроекта о техосмотре продолжается, и уже сложились как минимум четыре концепции, включая его полную отмену.

Есть и менее экстремальные варианты. Одно из предложений – отдать процедуру на контроль саморегулируемой организации, в которую войдут аккредитованные сервисные центры. Также рассматривается идея возложить техосмотр на страховщиков и вписывать данные о его прохождения в полис ОСАГО. Ну а пока все остается по-старому: ТО проводится на базе частников, но заключение выдает инспектор ГИБДД. И сроки окончательного принятия решения снова сдвигаются, на этот раз – на 31 мая.

Итак, первоначально предполагалось, что техосмотр отдадут частникам, объединенным в саморегулируемые организации (СРО). Последние – это форма круговой поруки для объединения нескольких фирм, которые самостоятельно следят за качеством услуг (в данном случае – проведением техосмотра) и наказывают «не успевающих».

«Чтобы получить разрешение на этот вид деятельности, компания должна вступить в СРО, где будет обеспечена всей необходимой информацией по стандартам для техцентра. Они касаются размеров площадки, оборудования, персонала, среди которого обязательно должны быть два эксперта, которые делают заключение, ставят свою подпись и выдают талон, – рассказывает замдиректора сервисного центра «Мапра» Евгений Бобин. – Соответственно, эти эксперты должны пройти обучение». Контролировать деятельность площадок будет СРО. Вступая в ряды организации, каждый эксперт должен застраховать свою профессиональную ответственность и сделать членский взнос. Если талон выдан транспортному средству вопреки нормам, и автомобиль попадет в аварию из-за технических неполадок, то затраты на восстановление машины берет на себя компания, в которой застрахован эксперт. Если возмещения не хватает, деньги возьмут из кассы членских взносов СРО. Тут вступит в силу естественный отбор – компании, которые приносят одни убытки из-за некачественного ТО, будут лишаться права проведения процедуры.

Основой вопрос этой концепции: должны ли пункты ТО оказывать услуги по ремонту и настройке автомобиля? Эту схему посчитали изначально коррупционной: мол, будут находить несуществующие дефекты и таким способом обеспечивать себе заработок. Поэтому появилась новая схема – с участием страховых компаний.

В прежней концепции Российский союз автостраховщиков заменит СРО, то есть возьмет на себя роль контролирующего органа. Он будут аккредитовывать площадки (скорее всего, на платной основе) – таким образом в 2012 году планируют расширить сеть операторов до 10 тысяч с сегодняшних трех тысяч пунктов. Также на основании поступивших жалоб проводить проверку объектов, распределять бланки талонов между операторами. При этом талон техосмотра понадобится в дальнейшем только при оформлении автогражданки – данные будут вписываться прямо в полис, который и станет гарантией, что вы прошли ТО. Таким образом, талон изживает себя как документ, а покупка ОСАГО станет невозможной без технической процедуры. Кроме того, если машина попадает в ДТП из-за неисправностей, а талон выдан, тогда компания, проводившая проверку, понесет финансовую ответственность. В перспективе всю базу по прошедшим ТО машинам планируют вести в электронном виде, и самое интересное, что следить за ней будет ГИБДД...

«Обе схемы «дырявые», – считает автомобилист Антон Грехов. – СРО или страховые компании не будут нести никакой ответственности, ведь ГИБДД крайне редко указывает техническую неисправность в качестве причины ДТП. Банальный пример: лопается тормозной шланг, который «проглядели» на ТО, водитель на полном ходу врезается в столб. От машины – груда металла. Кто будет искать первопричину аварии? Напишут стандартное «не справился с управлением», и виноват будет водитель. Или другая ситуация – водитель избежал ДТП, потому что вовремя дернул ручник. Мало кто в этом случае инициирует разборки с пунктом ТО, так что инцидент не попадет в официальную статистику. А какую ответственность пункты ТО будут нести за слепящие фары или отсутствие брызговиков? Несмотря на благие намерения, техосмотр так и останется кормушкой».

В новой системе пересматривается периодичность прохождения проверки: для новых машин она вовсе не нужна в течение первых трех лет. Для остальных регламент не меняется: легковушки и легкие грузовики от трех до семи лет будут проходить ТО каждые два года, старше семи лет – ежегодно.

Сейчас именно этот «страховой» вариант рассматривается в Госдуме, и планируется, что президент его подпишет после 1 июля. Поскольку закон может вступить в силу только с 1 января 2012 года, с момента одобрения его президентом начнется переходный период. То есть «срок годности» талонов за 2010 год автоматически продлевается, пока действителен ваш полис ОСАГО. Например, срок действия полиса заканчивается в октябре, а талона – в декабре, тогда вы оформляете новый полис и ездите со старым техосмотром до октября 2012 года. Если же полис заканчивает свое действие позже талона, тогда придется проходить ТО как обычно. Но что, например, мешает водителю приехать заранее в страховую и купить новый полис до истечения срока годности прежнего?

«А почему не оставить без изменений нынешнюю систему, но ввести дополнительный контроль? – говорит челябинский автомобилист Алексей Заносов. – Например, организовать мобильные станции техосмотра, которые будут курсировать между пунктами ТО и проверять соответствие выданных заключений реальному состоянию автомобиля. То есть выехала машина, ее тут же загоняют на пункт контроля: так и покупателей талонов можно вычислить, и инспекторов, выдающих «левые» документы, и дефекты диагностического оборудования. Да, коррупционный риск тоже есть, но контролировать несколько мобильных станций проще, чем все пункты ТО. Три-четыре мобильные станции на город – и вопрос решен».

В процессе появления новых концепций президент Дмитрий Медведев предлагал совсем отменить «никчемную процедуру», потому что в нынешнем виде она бесполезна – талоны просто покупаются. И как показал опрос, почти половина респондентов поддерживает эту идею. Но как мы видим, отказываться от техосмотра не торопятся, а привлекают к этой процедуре все больше структур. Между прочим, в США техосмотр предельно упрощен, а в 13 штатах его вовсе нет. Где-то проверка проводится для машин старше четырех лет, в некоторых штатах – только при смене владельца. И основной пункт, по которому машина проверяется, – это соответствие нормам токсичности. Иногда это единственный параметр осмотра. Один из самых «придирчивых» штатов в этом смысле – Вирджиния. Здесь проверяют состояние топливной и тормозной системы, работу приборов, оптики, ремней безопасности, шины, диски и прочее. В общем, примеры спокойной жизни без техосмотра в привычном понимании есть.

Что будет с техосмотром в нашей стране, выяснится к июню, и не исключено, что победит новая, неожиданная концепция.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Невероятный вид на горы». Краснодарка впервые отдохнула в Домбае — сколько стоит проживание и развлечения
Анонимное мнение
Мнение
«Первое место по стоямбе в нашей стране». Местный блогер назвал плюсы и минусы Краснодара для тех, кто всё еще думает переезжать
Анонимное мнение
Мнение
«Вот дура, и чего мне спокойно не жилось». Как три года назад сибирячка квартиру в Краснодаре купила
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления