Буквально несколько дней назад Минпромторг объявил об окончании государственной программы утилизации автомобилей, а АвтоВАЗу уже удалось добиться ее продления. Весной правительство планирует выделить на ее реализацию 5 млрд рублей, что должно обеспечить еще 100 тысяч сертификатов.
Итак, вчера заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев заявил, что министерство «считает возможным продлить госпрограмму утилизации автомобилей», то есть, еще вчера о продлении говорили в условном наклонении: «можно было бы», «точно были бы» и т.д.
Однако, как говорят источники газеты «КоммерсантЪ», решение о продлении программы утилизации до конца года принципиально уже принято – вопрос лишь в том, когда премьер-министр даст соответствующее поручение Минфину и Минпромторгу. Необходимых для продления утилизации 5 млрд рублей в бюджете на 2011 год нет, но выделить их также можно по распоряжению премьера.
Абсолютное большинство клиентов, сдающих автохлам, покупают именно Лады, и АвтоВАЗ в прошлом году очень серьезно укрепил свой бизнес за счет программы. Однако несмотря на восстановление рынка, продажи тольяттинского завода все еще очень сильно зависят от программы. Ранее руководство завода даже подумывало о введении собственной программы утилизации автостарья.
Кроме АвтоВАЗа на возобновление программы уповает и ИжАвто. В понедельник, 21 марта президент Удмуртии Александр Волков на встрече с премьером Владимиром Путиным упомянул, что программа утилизации «здорово помогла» ИжАвто и что «если она еще немножко продлится, то будет, конечно, еще поддержка». Глава правительства пообещал «подумать на этот счет».
По словам все тех же источников газеты, несмотря на то, что господа Дементьев и Волков объясняют необходимость продления программы поддержкой ИжАвто, речь в первую очередь идет о поддержке АвтоВАЗа. Именно на долю тольяттинского завода приходится основная часть продаж автомобилей по сертификатам программы. Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров подтвердил, что продление программы было бы выгодно заводу, «как, впрочем, и любому другому российскому автопроизводителю».
За время работы программы в Краснодарском крае автосалонами было выдано около 18 тысяч свидетельств об утилизации; более 11 тысяч автомобилей снято с учета органами ГИБДД в целях утилизации; почти 12 тысяч новых автомобилей реализовано автосалонами.
Взамен старых авто кубанцы приобретали, в основном, продукцию АвтоВАЗа – это более 83% реализованных про программе авто в крае. Далее с большим отрывом следуют Renault, Ford и ТагАЗ. Кстати сказать, за время действия программы на территории края не было реализовано ни одного автомобиля дороже 900 тысяч рублей.
Помимо возобновления программы утилизации легковых автомобилей, Минпромторг готовится к утилизации грузовиков. Программа будет разработана и отправлена на рассмотрение правительству до конца марта этого года. В основу документа лягут предложения, подготовленные компанией «КамАЗ».
Согласно предложению «КамАЗа», программа будет действовать три года – с 2012 по 2014 год включительно, и распространяться на машины массой от шести тонн и возрастом старше 15 лет. По информации автопроизводителя, в настоящее время в России насчитывается 1,8 миллиона таких автомобилей. Планируется, что ежегодно в рамках госпрограммы в утиль будет отправляться 38 тысяч грузовиков.