В Японии приостановлено производство на автомобильных заводах Toyota, Nissan, Honda и Subaru после мощного землетрясения 11 марта. Возникли проблемы на самих площадках, пострадали компании-поставщики, электроэнергия подается дозировано, возникла экологическая угроза, и при этом Японию продолжает трясти – за последние четыре дня зафиксировано 150 толчков в 4-6 баллов.
Эксперты считают, что шлейф этих событий будет сказываться на жителях страны в целом и на автоконцернах в частности не один месяц. Не исключают, что цены на новые поставки вырастут, возникнет определенный дефицит в машинах и компонентах, а на вторичный рынок России попадут автомобили-утопленники.
С 14 по 16 марта остановлено производство на заводах Toyota. В официальном заявлении компании говорится, что на этот шаг пошли в целях безопасности. Как сказано в официальном пресс-релизе, «трехдневная остановка производства не будет влиять на ближайшие поставки автомобилей и запасных частей в Европу, поскольку доставка автомобилей и запасных частей морским путем из Японии в Европу занимает около 6 недель».
Что касается поставок в Россию, то японская сторона пока «оценивает возможные последствия» для нашего рынка и работы завода «Тойота» на территории России. Как отметил начальник PR-отдела официального дилера Toyota на юге России компании «КЛЮЧАВТО» Артем Мкртунянц, жители Краснодарского края простоя заводов не заметят – запас автомобилей позволит обеспечить возможные кратковременные перебои в поставках автомобилей.
Mitsubishi Motors Corporation также сообщает, что производство на заводах ММС будет приостановлено 14 и 15 марта. К настоящему моменту подтверждена информация о том, что производство на всех заводах возобновится в среду, 16 марта. Планы на четверг, 17 марта будут официально озвучены во вторник.
Минимум до 16 марта не будут работать заводы Subaru и Suzuki. Об остановке производства на трех предприятиях объявила Honda. Приостановлены работы на четырех сборочных площадках Nissan. В общем, каждый их всемирно известных японских автоконцернов «травмирован» природным катаклизмом. Возникли перебои с поставками компонентов даже у заводов, которые сконцентрированы вдалеке от эпицентра землетрясения, например, у Mazda.
Поскольку автомобильная промышленность завязана на работе огромного количества других отраслей, «компонентный» и сырьевой вопрос – один из самых больных. К примеру, у Honda в зоне землетрясения оказались 113 компаний-поставщиков, с 44 из них связи нарушены. А это означает, что автомобильные компоненты, которые используются на заводах в других странах, попадают туда с задержкой.
Поскольку ситуация до сих пор не может стабилизироваться – подземные толчки продолжаются, происходят взрывы на атомной электростанции – окончательных оценок никто не дает, как никто не гарантирует возобновление производства в ближайшие дни. Японские аналитики утверждают, что не ждут включения в нормальный график работы в ближайшее время. Для сборки машин требуется по 20-30 тысяч деталей, и если хотя бы несколько из них будут отсутствовать, запускать производство нецелесообразно. Также есть прогнозы, что при длительной остановке предприятий, возникнут проблемы и на заводах японских компаний в других странах – пока там есть запас компонентов, и нужно мобилизоваться до того, как его исчерпают. (фото22)
Высказываются опасения и по вторичному рынку. В частности, по ввозу в Россию машин-«утопленников». Японцы будут активно избавляться от неликвида и выбрасывать их на всевозможные аукционы, а российские предприниматели могут воспользоваться моментом и заработать неплохие деньги. Как рассказал менеджер автосалона «Лидер» Константин, запасы подержанных авто в Краснодаре достаточны, чтобы обеспечить спрос до прояснения ситуации.
«В данном случае от покупки «утопленника» не застрахован никто, и мы в том числе. Автомобиль, побывавший в воде, очень сложно выявить даже в автосервисе – проблемы проявятся только после некоторой эксплуатации. Однако мы рассчитываем на то, что «утопленники» до нас не доедут. По поводу возможного роста цен сейчас спрогнозировать невозможно, поскольку неясна ситуация и с рынком новых автомобилей», – добавил он.
Кстати, Дальний Восток уже отреагировал на японскую катастрофу, и на автомобильных рынках ранее ввезенные машины выросли в цене примерно на 40-50 тысяч рублей. Основной аргумент перекупщиков – автомобили «не плавали», не заражены радиацией. И убеждают, что нормальный товар прибудет к нам не скоро.
«Это всегда случается, после любого наводнения – автомобили начинают прибывать на вторичный рынок, и Россия в данном случае не исключение. Да, машины приедут сюда сухими. Причем подготовленными к тому, чтобы их невозможно было отличить от обычного подержанного автомобиля. Взвесь из ила и песка настолько тонкая, что проникает во все узлы, – рассказывает «Вестям FM» заместитель главного редактора журнала «За рулем» Вячеслав Субботин. – Не защитить ни амортизаторы, ни подшипники, ни коробку передач, ни двигатель. А ил – это абразив. Он попадает в цилиндро-поршневую группу, на подшипники, на трущиеся поверхности, и начинается катастрофический износ. Нужно разобрать агрегат полностью, промыть его и снова собрать. Вот тогда может быть что-то и можно привести к изначальному состоянию. Представляете, какой это объем работ? Никто этим заниматься не будет».
Общественники отмечают, что в данной ситуации полезными оказываются ввозные пошлины на иномарки: они так велики, что многие просто отказываются от японских вариантов, а значит, ограждают себя от лишних рисков. Поэтому паниковать по поводу нового бэушного хлама не стоит – больше вопросов вызывает ситуация с поставками новых японских машин.