В канун весенних школьных каникул на Кубани проводится акция «Ребенок – главный пассажир!». Целью акции является сохранение жизни и здоровья детей, а также пропаганда применения детских удерживающих устройств и ремней безопасности.
«Причина гибели детей одна – халатное и безответственное отношение взрослых, которые не пристегнули ребенка, не оборудовали автомобиль детским автокреслом, грубо нарушили ПДД», – сообщил журналистам начальник отдела пропаганды Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России полковник милиции Владимир Шевченко.
По данным статистики, в 2010 году было зафиксировано 8 658 ДТП (по сравнению с 2009 годом – меньше на 1,7%) с участием пассажиров легковых автомашин в возрасте до 18 лет, в результате которых 9 610 человек были ранены (меньше на 2,1%) и 632 – погибли (рост на 8,2%). На Кубани за январь 2011 года произошло 26 ДТП с участием детей, в которых два ребенка погибли и 28 – получили ранения различной степени тяжести.
Кроме того, отметил Владимир Шевченко, водителям рекомендуется перевозить несовершеннолетних только на заднем сидении машин, пристегнутыми ремнями безопасности, а также строго соблюдать Правила дорожного движения.
Он также сообщил, что во время несения службы сотрудники ГИБДД обращают особое внимание на соблюдение водителями правил перевозки детей и наказывают нарушителей. «Но лучше, все-таки, чтобы родители сами заранее побеспокоились о безопасности своих детей», – сказал Владимир Шевченко.
Госавтоинспекция МВД России еще раз обратилась к родителям с убедительной просьбой не нарушать установленные правила перевозки детей в автомобилях. «Следует помнить, что ребенок должен быть обязательно пристегнут и в возрасте до 12 лет находиться во время движения в детском автокресле, – подчеркнул представитель Департамента. – Многие мамы ошибочно думают, что ребенок в безопасности у них на руках, но при ДТП как раз на него и придется основной удар – это закон физики».
Детские кресла и прочие «удерживатели»
«Специальное детское удерживающее устройство», согласно ГОСТу Р 41.44-2005 – это либо детское кресло, либо «совокупность из лямок или гибких элементов с пряжками и регулирующих устройств». Журнал АвтоРевю решил протестировать и кресла, и «совокупности» в немецкой фирме Britax-Roemer. В здешней лаборатории проводят около 150 тестов в год, в том числе и с использованием современных Q-манекенов – более совершенных и лучше инструментированных, чем все предыдущие поколения манекенов для тестов.
Для тестов был куплены 2 детских автокресла: одно недорогое китайское за 2845 рублей, марки Bimbo и другое – немецкой фирмы Britax-Roemer, но уже за 10 800 рублей. Помимо кресел в тестах «приняли участие»: ремешок за 250 рублей, стягивающий между собой диагональные ветви основного ремня безопасности; треугольная накладка на ремень безопасности, уводящая диагональную лямку от шеи ребенка; «спасатель «Емеля» – механический зажим, стягивающий между собой ветви штатного ремня, а также так называемый бустер, специальная подкладка, чтобы ребенок сидел выше (за 250-500 рублей).
«Что это?» – спрашивает эксперт лаборатории Михаэль Гроспич, разглядывая привезенные из России «адаптеры». Михаэль проводит краш-тесты уже 17 лет, причем испытывает и продукцию конкурентов, но подобные «совокупности» явно видит впервые. Познакомившись со схемами крепления «адаптеров», он сказал как отрезал: «Мы не можем рисковать дорогим Q-манекеном: очень велика вероятность, что при таком креплении манекен вылетит, причем как из-под диагональной, так и из-под поясной лямки!».
Штатный ремень безопасности:
Правила дорожного движения запрещают пристегивать обычным ремнем детей до 12 лет, и для этого есть все основания: как показал тест, при фронтальном ударе нагрузки на голову и грудь манекена превысили безопасный порог, велика угроза травмы брюшины. Но если под рукой нет качественного детского кресла, то лучше все-таки пристегнуть ребенка обычным ремнем – без использования каких-либо «прищепок».
Стяжка для ремня:
Короткий ремешок с пластмассовыми захватами на концах призван сдвинуть диагональную лямку штатного ремня безопасности вниз к плечу. Но при этом поясная лямка сдвигается вверх, что значительно усиливает эффект подныривания. Нагрузки на грудь также увеличились. Резюме: стяжка скорее усугубит последствия удара для ребенка, чем ослабит их.
Адаптер ремня безопасности:
В комплекте с «треугольничком» имеется копия официального отказного письма: мол, подобные изделия сертификации не подлежат. «Гаишники не придерутся!» — уверяют продавцы. «Треугольник» мог бы получить сертификат соответствия правилу ECE R44/04: критерий повреждения головы в полтора раза ниже, чем со штатным ремнем. Но такие «адаптеры» только увеличивают главную опасность для школьника — риск травм живота: мягкая накладка почти не перераспределяет нагрузку от ремня.
«Адаптер» ремня «Емеля» (на винтах):
Уникальное корейское ноу-хау при ближайшем рассмотрении оказалось обычным механическим зажимом, стягивающим диагональную и поясную ветви ремня. Массивный металлический замок давит на бедро ребенка, не прикрыт никакими накладками и оставил на манекене несколько глубоких порезов. Во время удара «ребенок» выскочил из-под диагональной лямки ремня, а нагрузки на голову, грудь и позвоночник оказались велики. Вывод: штатный ремень безопаснее.
Подушка перьевая:
Многие родители полагают, что вместо детского кресла или бустера гораздо проще подложить под ребенка обычную подушку. Да, диагональная лямка при этом пролегает ниже, но при ударе подушка легко проминается, и тело гораздо сильнее подныривает под поясную лямку. Лучше уж просто пристегнуть ребенка – безо всяких подушечек.
Пенопластовый бустер:
Кусок строительного пенопласта, обтянутый сверху тканью для многих детей окажется просто мал. Но даже такой дешевый бустер снижает эффект подныривания под ремень, равно как и нагрузки на голову и грудь. Однако признать безопасным бустер без хлястика, контролирующего положение диагональной ветви, нельзя — высока вероятность сильного удара теменем о спинку переднего кресла.
Кресло Bimbo LB513:
На вид вполне качественное кресло. Детей массой до 25 кг допускается пристегивать внутренними ремешками. При ударе спинка кресла треснула: что будет, если удар окажется сильнее? Лучше пристегнуть малыша в этом кресле штатным ремнем безопасности – только такой способ рекомендуют все ведущие производители детских кресел групп 2–3.
Кресло Britax-Roemer Kidfix (Isofix):
Хотя по нормам EuroNCAP нагрузки на шею и голову при ударе были чуть выше абсолютно безопасных «зеленых» порогов, но перемещение манекена вперед минимально, а подныривания под ремень нет. Боковой тест пройден на «отлично» – крепления Isofix ограничили смещение кресла к «двери», а верхние развитые «ушки» смягчили удар головой.
Выбор не велик
Проведенные фронтальные и боковые краш-тесты показали: ни штатный ремень, ни сочетание ремня и бустера никак не снижает опасных перегрузок головы и груди при ударе о дверь. Даже наоборот – в реальном автомобиле более высокая посадка приведет к удару головой ребенка о стекло, а не о травмобезопасную обивку двери. Рассчитывать же на надувные занавески современных иномарок не стоит – зачастую они находятся слишком высоко, чтобы защитить голову ребенка.
Получается, что на сегодняшний день именно детские кресла являются наиболее безопасным устройством для перевозки детей. Однако и здесь есть свои «но»: кресло должно быть зафиксировано креплениями Isofix и снабжено вверху развитыми «ушками», которые защищают голову ребенка.
Конечно, при выборе кресла или бустера надо обращать внимание на значок соответствия стандарту ECE R44/03 (04) – это как минимум гарантия того, что устройство хотя бы проходило тесты. Будь нагрузки на грудь манекена поменьше – и даже примитивные треугольные «адаптеры», как показали результаты нашего теста, спокойно прошли бы сертификацию. Однако защитить при аварии живот ребенка они не могут – уж лучше пристегивать детей обычным ремнем. Хотя здесь уже другая проблема – «подкопается» все тот же гаишник.
Есть и еще одна проблема: многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет сидеть в кресле. Как рассказала мама одного из таких непосед Светлана Сергеева, «практически невозможно сопротивляться орущему и выпрыгивающему из кресла чаду – визг стоит такой, что каждый раз думаешь, что в следующий раз сядешь с ребенком в машину по достижении им 18-летнего возраста».
Отец более послушного малыша Артем говорит, что только однажды вез его без кресла – когда забирал из роддома: «Кресло — это очень удобно, потому что ребенок не ползает по салону. Даже не представляю, как без кресла возить; сыну теперь два года, он бы мне «помогал» рулить, если бы не удерживающее кресло. Я посадил его на переднее сиденье лицом вперед, это не самый безопасный вариант установки, но так моему пацану веселее. Если кресло ставится задом-наперед, то нужно отключать пассажирскую подушку безопасности, но я сажу лицом вперед».
В любом случае, выбор остается за каждым родителем: купить дорогое и качественное кресло, или обходиться бустером, или пристегивать малыша «взрослым» ремнем безопасности, или вообще передвигаться исключительно пешком.