Путешествие для россиян осложнились. Чтобы попасть в некогда привычные для отдыха страны, приходится лететь транзитом через Турцию. Банковские карты россиян не принимают за рубежом, а курс доллара последнее время приблизился к 100 рублям и словно не собирается падать обратно. В результате желающие отдохнуть отпускники вынуждены исследовать Россию: ехать на Байкал и Алтай, а также стремиться к берегу моря в Краснодарском крае и Крыму.
А некоторые, добравшись до этого берега, решаются и на быстрое путешествие в другую страну — Абхазию. Туда, где границу можно перейти пешком, и где ждет море, абхазское добродушие к деньгам туристов и, если верить рассказам вернувшихся, непреодолимое желание почти каждого встречного обобрать до копейки. Решившая проверить на практике, где миф, а где правда, волгоградская журналистка Арина Рязанова отправилась в Абхазию на машине. А чтобы было не так страшно, взяла с собой и родителей. И оказалось, что такое путешествие не только возможно и увлекательно, но еще и крайне дешево.
Арина Рязанова живет в Волгограде, а ее родители в кубанском городе Темрюк. В середине сентября они решили встретиться в Сочи, чтобы уже оттуда всем вместе отправиться в Абхазию. Девушка добиралась на поезде, а родители на машине
— За рулем был папа, он легко преодолел путь в 380 км, за исключением серпантина перед Сочи, где маму сильно укачало. Ее не стошнило прямо в салоне, но на папу мы за это всё равно наорали, — рассказывает Арина. — Я же ехала в купе вместе с тремя бабушками, которые бросили родных и подружками поехали кутить в Адлер. Хуже попутчиков, кажется, не может и быть. Они за 23 часа успели обсудить всё: от Дани Милохина и внуков до протухшего йогурта на станции и потенциальной гонореи у отказавшейся носить им бесплатно чай проводницы.
Всё, что путешественники знали об Абхазии, были лишь рассказы знакомых и знакомых этих знакомых. Советы были также близки к экстремальным: «Берите много налички, за всё придется платить», «Следите за машиной, авто с российскими номерами поджигают», «Ни в коем случае ничего не ешьте в кафе на озере Рица» и даже «Следите за дочерью — могут украсть». Во всё, кроме последнего, родители поверили, а вот за дочь не переживали. Мама даже сказала, что если абхазцы украдут ее дочь, то сами пусть и страдают — назад она ее примет только за хорошие деньги.
— За 30 минут мы добрались от вокзала Сочи до таможни Абхазии. На границе было уже несколько автобусов на экскурсию, — вспоминает Арина. — Мы с мамой взяли паспорта и пошли на контроль для пассажиров. Папу попросили заглушить машину и пройти досмотр для водителей. Ничего особенного — стоишь долго в очереди, потом просовываешь паспорт в окошко девушке, она смотрит на паспорт, отдает его обратно. Папу же попросили открыть пассажирские двери и багажник, мельком взглянули и отпустили. Таможня от силы заняла 15 минут
Первое, что показывает Абхазия, — бескрайнее голубое море, которое тянется за дорогой, и чистейший воздух. Но скинуть первое счастливое селфи подругам Арине не удалось: как только машина отъехала от таможни, у всех пропала связь. Знакомые об этом предупреждали, советуя заранее скачать карту Абхазии в 2ГИС. Карта не понадобилась, так как, по сути, через всю страну тянется всего одна дорога. Вдобавок семья пристроилась к экскурсионному автобусу, которых в Абхазии тьма:
— Поезжай за автобусом, — приказала мама Арины ее папе. — У них уже отлаженная экскурсия, и они точно знают, куда ехать, а мы следом. Точно не потеряемся!
Дача Сталина
Автобус завернул в лес, в горы, попетляв, выехал к даче Сталина. Вход группой — 300 рублей с человека, если одиночно, то 500 рублей.
— Мама заплатила 300 рублей за каждого, еще и шикнув потом на меня. Ведь когда на кассе спросили сколько нас, я честно ответила, что трое, — смущается Арина Рязанова. — А мама искренне думала, что сможет заплатить за двоих, а на меня сказать как в детстве: «Ей шесть».
Пройдя по коридору из мрамора, группа из примерно 30 туристов и пристроившаяся к ним семья Арины оказались во дворе дачи Сталина. Сзади горы, а впереди Черное море. Вокруг тишина и звук прибоя, такое точно не услышишь в шумном Волгограде или маленьком Темрюке.
Удивительно, но снаружи дача вождя всех времен и народов выглядит как скромный современный двухэтажный коттедж. Но внутри сразу бросается в нос запах старости, пожухлых книг, ковров и Советского Союза. У бабушек так дома пахнет. В доме много зеркал, явно не для того чтобы любоваться новой звездой на погонах или орденом, а чтобы заметить приближающуюся опасность. А вот ковров при Сталине, по словам экскурсоводов, не было, так как ему нужно было слышать звуки шагов. Ковры и дорогие люстры появились только после смерти вождя, когда туда начали ездить Никита Хрущев и другие, более склонные к роскоши партийные бонзы.
Колоннада в Гаграх
После дачи Сталина автобус остановился возле колоннады в Гаграх на берегу Черного моря — наверняка знакомая всем по селфи и фотографиям уже сьездивших многоарочная конструкция длиной более 60 метров в псевдомавританском стиле.
— Обычная колоннада с видом на черноморский берег с галькой, — без энтузиазма вспоминает Арина, которую колонны не вдохновили ни размером, ни диаметром. Впрочем, если вспомнить ее материалы, то Арину редко что вдохновляет из обьектов подобной формы. — Нас больше заинтересовало море. Хоть родители и ездят каждые выходные купаться в Анапу, море в Абхазии сильно отличается в лучшую сторону: без медуз, тины, водорослей, чистое и теплое. Маме понравилась галька. Она все три дня ее собирала, выбирая только круглые камешки, как яички! Папа потом сильно ругался, обнаружив уже по приезде домой скрытую в багажнике кладку килограммов на 40.
Озеро Рица
Визитной карточкой Абхазии является озеро Рица. Путешественники на заниженной машине решили прокатиться по горам, чтобы увидеть скрытое там озеро.
— Вначале ничего не предвещало беды: горная река рядом с дорогой, виды на горы, плетеные корзинки, вино, хачапури... — перечисляет Арина Рязанова. — И въезд на озеро 700 рублей с человека. Итого 2100 рублей только за то, чтобы посмотреть. По дороге к озеру мы проехали Юпшарский каньон. Если бы карты не подсказали, мы бы и не поняли, что едем по достопримечательности — кажется, что это обычная дорога среди скал.На берегу озера Рица есть кафешки, сувенирные лавки, пахнет шашлыками и везде толпятся снующие туда-сюда туристы, разговаривающие исключительно на родном и понятном языке и используя знакомые с детства междометия.
Семья Рязановых решила не останавливаться там, где организованными толпами выгуливают туристов, и решили объехать озеро кругом.
— Нас встретила платная парковка за 300 рублей, которую мы благополучно проехали, — ухмыляется Арина. — Затем встретил Молочный водопад, где за каждый шаг в сторону просили плату: забраться чуть выше стоило 200 рублей, а сделать фото на лавочке возле водопада — 100 рублей. Даже это не раздражает, потому что природа там — невероятной красоты.
В конце дороги находится дача Хрущева, в которую туристы не попали, так как она была закрыта. Среди кустов они нашли выход на пляж, с которого открывается вид на озеро, горы и людей на катамаранах. Вода в озере ледяная, даже в +26. Поэтому из нормальных людей там никто не купается. И вот там путешественников настиг дождь. Поэтому, сделав пару кадров, они спешно уехали под немузыкальное бурчание главы семейства:
— Ради этого мы тащились час по горной дороге за 2100 рублей? — возмущался папа Арины. — Второй раз я туда точно не поеду! Даже бесплатно. Только если заплатят, я еще подумаю, смотря сколько. Полдня езды, 10 литров бензина, не-е, не затащите!
Впрочем, слишком долго бурчать ему не удалось. Возмущенные Арина с мамой напомнили, что это отпуск, путешествие, получение позитивных впечатлений и кратковременная смена образа жизни, за которые приходится платить. И именно ему как главе семьи. А раз он заплатил всего 2100 рублей, то пусть молчит и стыдится того, что экономит на самых дорогих женщинах в его жизни.
Новоафонская пещера
Спустившись с гор, но не став от этого тише и воспитанней, путешественники двинулись по прямой дороге в Новый Афон. На подъезде к городу их буквально вынудили поменять 1000 рублей на бланк ОСАГО иностранного транспорта, который действует всего две недели.
— Интересно, а они, когда в Сочи приезжают, тоже покупают ОСАГО? — язвительно хмыкнул папа Арины. А чуть позже он вновь начал жаловаться на дороговизну отдыха, выяснив, что платить в Абхазии надо практически везде — даже за парковку возле столовой. Впрочем, увидев размер порции, он сразу сменил гнев на радость чревоугодия.
Обед на троих вышел в 2800 рублей. Больше всего туристам понравилось огромное количество мяса, среди которого было практически невозможно отыскать гарнир. Еще более шикарным оказался хлеб — по общему мнению семьи, волгоградский хлеб из магазинов рядом с ним выглядел бы как насмешка над хлебобулочными изделиями.
Покинуть Абхазию и не побывать в Новоафонской пещере — невозможно. И действительно, полученное впечатление с лихвой компенсирует затраты на парковку и билеты:
— Мы встали в длинную очередь за билетами в Новоафонскую пещеру. Периодически к кассиру в окошке подбегали экскурсоводы вне очереди со словами: «Нам на 30 человек». Людей пускали по 100 человек раз в 30 минут, — рассказывает Арина. — Мы стояли в очереди, уже теряя надежду, как к нам подошел работник и говорит: «Через 10 минут я вас проведу». Действительно, он нас провел, только забрав деньги себе — 2100 рублей. Ровно столько, сколько стоит билет в кассе, 700 рублей с человека. Удобно, когда можно пролезть без очереди.
Каждую вошедшую сотню туристов рассаживают в пещерное метро — поезд из вагончиков на 20 человек каждый. В пещере постоянная температура +14, поэтому перед посадкой в поезд организаторы предлагают арендовать еще и плед. Всего по 100 рублей за штуку.
— Всего в пещере девять залов, но три из них — лаборатории, в которые не пускают. Экскурсовод провела 1,5-часовую экскурсию, рассказала про сталактиты и сталагмиты и показала подземные озёра, — вспоминает Арина Рязанова. — А в органном зале нам предложили даже спеть, чтобы общее впечатление от гигантской пещеры было максимально позитивным. И лишь в третьем зале, после того как всё было потрогано и облизано, сказала, что это делать не стоит — мало того, что это вредит пещере, так еще и наказывается штрафом в 30 000 рублей.
Новоафонский монастырь
Кстати, с поиском ночлега могут быть проблемы — мало кто принимает гостей всего на одну ночь. Но сразу на выезде из Нового Афона семье удалось найти гостиницу, аж за 4500 рублей, да еще и с завтраком. А уже с утра, после завтрака, отправиться к монастырю.
— Наверху нас ждали сувенирные лавки, лавровые и эвкалиптовые веники, вино, чача, магниты и шикарный вид на море, — рассказывает Арина. — Сам монастырь действующий, и мы попали на службу. Внутри монастырь поврежден после грузинско-абхазской войны. В нем нет икон, только фрески, а в центре стоят лавочки, как в католических храмах.
Погуляв по внутреннему дворику, путешественники направились к машине, по дороге случайно наткнувшись на водопад, а поднявшись по лестнице, обнаружили железнодорожную станцию. Заодно и накупили сувениров: мандариновый и гранатовый соки, веники лавры и эвкалипта и пару чурчхел, где крахмала было явно больше, чем орешков и сока.
Сухум
Поняв, что Новым Афоном путешественники насладились, они двинулись в Сухум. По дороге остановились в кафе, где быстро навернули хачапури по 200 рублей за штуку.
— Мама опять нахваливала абхазскую кухню, особенно отмечая тот факт, что в поездке готовит не она, а абхазцы, — рассказывает Арина. — Сухум мы даже не поняли, как пробежали. Посмотрели на бамбук в ботаническом саду за 400 рублей с человека, прогулялись по эвкалиптовому парку, посмотрели на фонтан с грифонами, развернулись и поехали обратно в Гагру.
В ботаническом саду повсюду висели знаки, извещающие о том, что трогать бамбук запрещено. Но Арина, которую комментаторы на V1.RU почему-то привыкли называть не журналистом, а какой-то «шестолазкой», не смогла пройти мимо.
Пицунда
В Гагре туристы смогли найти и снять комнату за 4000 рублей на троих за два дня. Сходили в ближайший магазин, купили овощи и тортик к чаю. Остальное они взяли заранее в России: консервы, лапшу быстрого приготовления, чай и кофе.
— Утром мы позавтракали и двинули в сторону Пицунды. Снова закупились сувенирами, а попутно мама выкопала какой-то плохо стоящий декоративный куст. Чуть позже выяснилось, что такие же кусты на рынке продавали по 1500 рублей за штуку, — рассказывает Арина. — В поисках пляжа проехали до озер Змеиное и Инкит, где нашли закрытую территорию баз отдыха на берегу моря. За 50 рублей с человека территория оказалась открытой. От бесплатного пляж там, как оказалось, не отличается ничем. Такое же шикарное море, как и во всей Абхазии.