«На данный момент ход используется как ливневая канализация, зимой и осенью он слабо затапливается. А летом и вовсе сухой. Можно также предположить, что когда-то это был действительно подземный ход крепости», — любитель истории Денис Федоренко исследовал архивные источники и в своей колонке рассказал читателям 93.RU о подземных ходах, обнаруженных в Ейске.
О существовании разветвленной сети подземных тоннелей под городом Ейском известно немного. Этот портовый городок расположен в Краснодарском крае, у основания косы, отделяющей Ейский лиман от Таганрогского залива Азовского моря.
Но мы всё же постараемся разобраться, что же из себя представляют ейские катакомбы.
27 января 2024 года состоялась экскурсия по подземному Ейску. Мероприятие было проведено при участии представителя депутатского корпуса Совета Ейского района, эколого-биологического центра. Экскурсию провел директор Ейского районного краеведческого музея Александр Дорошенко.
Версия номер 1. Остатки тоннелей крепости
На территории Ейска когда-то находилась старая генуэзская земляная крепость. Затем, в XIII–XIV вв., она стала Татарской крепостью. Об этом есть упоминание в газете «Кавказские Епархиальные ведомости» за 1877 год.
Самсонов, научный сотрудник ейского музея, писал: «На месте Ейска стояла каменная цитадель, которую строили ногайцы, и от нее шел подземный ход».
Когда именно была построена каменная цитадель (башня), неизвестно. Но земляные валы крепости застали казаки в 1848 году во время поиска места под город.
Версия 2. Дореволюционный ливневый коллектор
Линевая канализация Ейска устроена в виде канав. По ним дождевая вода стекает в сторону моря, сверху вниз.
Возможно, это ливневка, которую спланировали вместе с исторической застройкой. Но по каким-то причинам документов о ее строительстве не сохранилось.
Взглянув на карту 1895 года, мы видим овраг, который увеличивается в районе Никольского парка. Вода с близлежащих улиц могла собираться в нем, и парк могло подтапливать. Возможно, поэтому под ним и решено было построить ливневый коллектор.
Глядя на спутниковую съемку северо-восточной части Никольского парка, можно увидеть, что эта территория до сих пор представляет собой самое нижнее место, выходящее к улице Бердянской. По «темным пятнам» — углублениям — читается силуэт коллектора. Видимо, по этой же причине Никольский парк решили не застраивать при планировании регулярной застройки города. Вода с близлежащих улиц стекала в него.
Пересохнуть же он мог по причине искусственного поднятия рельефа в районе Никольского парка в начале XX века. Грубо говоря, уклон к морю стал не такой крутой, как раньше. В настоящее время его и вовсе практически нет.
Какие еще версии?
По мнению диггера Данила Давыдова, это похоже на коллектор, «так как форма пола лотка предусматривает сток воды. Да и вообще это больше похоже на коллектор, чем на ход. У нас Неглинка тоже вся была через одно место построена, высота гуляла, а ближе к водовыпуску тоже коллектор сужался по сравнению со средним руслом. Как вариант, его могли строить не за государственные деньги, за счет меценатства».
В пользу теории, что тоннели предназначались для стока воды, указывает и тот факт, что на одном из поворотов слева сильный наклон стены, а справа идет небольшой тоннель под улицей.
Часть тоннеля в сторону канавы (моря) обваливалась. И несколько лет назад ее часть реконструировали и заменили на квадратное сечение.
На данный момент ход используется как ливневая канализация, зимой и осенью он слабо затапливается. А летом и вовсе сухой.
Можно также предположить, что когда-то это был действительно подземный ход крепости. Но потом, еще до революции, его переделали в ливневый коллектор.
Что еще известно?
При детальном изучении подземных «коридоров» выяснилось, что строили их очень тщательно и надежно. Размеры хода намного больше обычных стоков. Под Никольским парком высота подземного свода достигает 1,85 метра при ширине более 1,5 метра, — писал «Деловой Ейск».
Мы посчитали, что на один погонный метр подземного хода ушло от 400 до 700 кирпичей. А под Никольским парком протяженность туннеля составляет более трехсот. Для его строительства необходимо было вырыть траншею шириной и глубиной три на три метра. Затем выложить кирпичом в два, а кое-где в три слоя, а потом засыпать.
Кстати, ейский историк Тимофей Стефанов в своей статье «Город Ейск. Статистико-этнографическое описание», рассказывая о развитии города до 1880 года, ни словом не обмолвился о строительстве туннелей или ливневой канализации. Возможно, тоннели строили после 1880 года.
В подземелье также обнаружили кирпичи с клеймом «СГ» и «Ц». Специалисты из Санкт-Петербурга заключили, что кирпич «СГ» выпущен на заводе Сергея Губина в станице Новолеушковской после 1890 года. Кирпичи с клеймом «Ц» специалисты видели впервые.
В настоящее время члены Ейского районного Русского географического общества чертят карту ходов, собирают все доступные сведения о городских подземельях, привлекают для их изучения историков-археологов и готовят пакет документов на получение гранта, чтобы реконструировать сеть тоннелей.
Они уверены, что таинственные ходы должны стать уникальной достопримечательностью Ейска, которая привлечет тысячи туристов.