На российско-абхазской границе тучи не ходят хмуро, потому что выезд из России в Абхазию открыт для всех без исключения мужчин. В очереди на паспортный контроль в этот раз лиц мужского пола намного больше, чем женского, что очень необычно. Ладно в сезон, а сейчас должно быть в принципе малолюдно. Впереди стоит мужчина лет 35 и явно волнуется. Профессиональный интерес взял верх над тактом. Спрашиваю: «Первый раз в Абхазию?» Краснеет: «Да. А что, сильно заметно? Вот решил отдохнуть немного, посмотреть, как там. Говорят, здесь никакую справку из военкомата не требуют». Так и есть, через пять минут он прошел пограничный контроль и выдохнул.
«Столько мужчин, что глаза разбегаются»
Даже невооруженным глазом видно, что русских мужчин на улицах Гагры и Пицунды много. Они отличаются от местных тем, что прогуливаются в рубашках с короткими рукавами и сланцах. И это в конце октября! Местные уже куртки и теплую обувь достали. А им не холодно. Обычно после окончания летнего сезона жизнь в абхазских курортных городах почти полностью замирает, но только не в этом году. Астанда держит небольшой семейный отель в Гагре, всегда закрывала его на зиму, сама улетала в Москву к детям, но сейчас у нее все номера заселены. В них живут несколько семей и отдельные мужские компании.
— Я сделала плату по 10 тысяч в месяц с комнаты, по 15 тысяч — с двухкомнатного номера. Это очень дешево, тут же заселились во все номера. Я сначала удивлялась — столько мужчин, что глаза разбегаются. Есть и парни молодые, есть мужчины средних лет с женами и детьми. А потом они мне рассказали, что решили зиму у нас пожить на всякий случай, — говорит Астанда. Комнаты ее на зимний период не рассчитаны, пришлось каждый оборудовать обогревателями, но она честно сказала об этом постояльцам. Они говорят, что замерзнуть не боятся, главное — живыми остаться. И недорого. Несколько детей в местную школу пошли, она помогла устроить.
— Женщины меня спрашивали, можно ли куда-то устроиться на работу, но у нас нет работы зимой, все кафе и гостиницы в основном закрыты. Знаю, что одна из них на рынке точку открыла, вещами торгует. Молодежь в основном на удаленке работает. Если рассчитывать только на заработок у нас, то тяжело придется, а если есть дополнительный доход какой-то, то можно спокойно жить и кайфовать, — говорит Астанда.
Вот мужчины, да и женщины кайфуют. В Абхазии тепло и солнечно, никто никуда не торопится, всем совершенно всё равно, кто приехал, кто уехал. К туристам тут привыкшие, никто в душу не лезет. Если есть пассивный доход, можно и на пляже целый день лежать. Постоялец гостиницы Астанды Александр из Подмосковья приехал в Гагру сразу после объявления частичной мобилизации. Сдал свой дом в аренду, забрал детей-дошкольников, жену и решил зимовать в Абхазии. Здесь он уже жил во время пандемии, работа у него удаленная, денег от аренды дома хватает не только снимать жилье, но и на другие расходы.
— Тут спокойно очень и тепло. Была бы возможность, я бы дом тут купил или квартиру, но россиянам не продают. Наша сотовая связь здесь не работает, но местная вполне нормальная, общаемся с родными в мессенджерах. Я тут во время карантина провел 5 месяцев, в принципе разобрался, что к чему. Никаких проблем у меня тогда не возникло. Вот и сейчас планируем остаться до весны как минимум, — говорит Александр.
«Семья уехала, а я остался»
32-летний Игорь Губанов с семьей отдыхал в Абхазии, когда в России объявили частичную мобилизацию. Он решил пока не возвращаться, а поискать себе жилье на зиму. Жена с детьми уехали домой, им в школу надо, ей — на работу, а он написал заявление по собственному желанию и уволился. Снял квартиру в Гагре и пока живет на сбережения. Ему нравится Абхазия, здесь работают все российские карты, в крайнем случае всегда можно расплатиться переводом, у всех местных есть карты Сбербанка, а жена и мама могут всегда к нему приехать.
— Сделали вид, что продлили отдых. Я инженер-геодезист, здесь пытаюсь искать работу, но пока без толку. Думаю, что денег у меня хватит до лета, если что, родители помогут и жена. Немного скучно, кроме моря и сходить особо некуда, красоты все уже посмотрели. Домой, конечно, очень хочется, к семье, но они ко мне приедут на новогодние каникулы, если бы я был в Турции, то они бы не приехали, наверное, — говорит Игорь, недавно к нему присоединились два его друга детства — Павел Ильин и Виктор Круглов. Тоже решили перезимовать в Абхазии. У Павла есть бизнес в России, которым занимается супруга, у Виктора удаленная работа. С голоду не умрут.
— Мы раньше всегда зимовали в Таиланде, в этом году решили, что будем в Абхазии. Без жен и детей, конечно, тоскливо. Но жить можно, люди здесь хорошие, открытые. Никому особо дела до нас нет. Еще наши земляки в Пицунде зимуют, в гости друг к другу ездим. Пока нам всё нравится, очень хороший климат, красота вокруг, спокойствие, море, — рассказал корреспонденту SOCHI1.RU Виктор Круглов. Он говорит, что проблем с интернетом в Абхазии нет, везде есть Wi-Fi, это почти всё, что нужно для его заработка. Правда, бывают перебои с электроэнергией, но не критично. Медицинская помощь пока никому не понадобилась, но в местных поликлиниках принимают по российскому полису. Опять же всегда можно перейти границу и обратиться в адлерские клиники. Уже несколько раз переходили. Продукты в Абхазии не дороже, чем в России, и вкусные. Молодые люди пристрастились к абхазской кухне, все апацхи в округе посетили. Еда сытная и недорогая. Говорят, что питаться в столовых и кафе дешевле, чем самим готовить.
— Сейчас изучаем вопрос майнинга, говорят, здесь все на этом зарабатывают. Он вроде бы и запрещен, но как-то не до конца. Тоже хотим свою криптоферму сделать и зарабатывать. Уже ведем тут кое с кем переговоры, машины будем приобретать, — рассказал Павел Ильин. Он приехал в республику на машине, решили, что один на троих автомобиль должен быть. На нем уже съездили в Восточную Абхазию, посетили Сухум и даже сходили на спектакль в местный театр. Страна маленькая, всё рядом.
— Навсегда уезжать из России мы не планируем, просто немного передохнуть решили. Абхазия для этого хороший вариант, — говорит Павел. Для россиян не установлены никакие временные рамки нахождения на территории Абхазии, мало того, никто не ведет никакой учет, поэтому спокойно можно находиться в республике сколько угодно, только нужно сделать страховку на автомобиль. Никаких коронавирусных ограничений в Абхазии давно нет.
А будет ли призыв в Абхазии?
По данным МИД как минимум 60 процентов граждан Абхазии имеют российский паспорт. И после объявления частичной мобилизации они всерьез запереживали. Но спикер абхазского парламента Лаша Ашуба поспешил успокоить: абхазы с российским гражданством под частичную мобилизацию не попадают, даже если стоят на воинском учете в России. Но это не значит, что Абхазия остается в стороне от событий, которые происходят у стратегического партнера. В Донбассе постоянно находятся абхазские добровольцы, которые входят в состав интернациональной бригады «Пятнашка» под руководством Ахры Авидзбы. Несколько абхазских добровольцев с начала спецоперации погибли.