Около 3,5 лет назад администрация Краснодара анонсировала амбициозный проект «Велогород», направленный на развитие инфраструктуры для велосипедистов и пользователей самокатов. Проект был представлен как часть стратегии новой городской мобильности. Портал 93.RU разбирается, насколько он реализован сегодня и есть ли надежда на его завершение.
История
Артем Доронин, на тот момент вице-мэр Краснодара, на аппаратном совещании 31 мая 2021 года сообщил о планах по реализации проекта. Он отметил, что на тот момент пропускная способность дорожной сети не справлялась с растущим количеством личных автомобилей, что привело к росту популярности велосипедов и электросамокатов.
По данным, представленным Дорониным, с 2015 по 2021 год число пользователей велотранспорта в Краснодаре выросло с 40 тысяч до более чем 100 тысяч человек. Кроме того, велосипеды активно использовались курьерами для доставки товаров и заказов из ресторанов.
— Чем больше растет число велотранспорта, его пользователей, тем более очевидны становятся пробелы правового регулирования этой области и недостатки самой дорожной инфраструктуры, предназначенной для его использования. Перед нами стоит задача развития велосипедного движения, обустройства на территории города велосипедных дорожек, создания актуальных и востребованных веломаршрутов, развитие существующей инфраструктуры, — отмечал Доронин.
На момент анонса проекта в Краснодаре официально существовало десять веломаршрутов общей протяженностью 10,5 километра, большинство из которых были совмещены с тротуарами. Доронин подчеркнул, что такое решение не давало должного эффекта, и представил план по созданию выделенных велосипедных дорожек, разработанный совместно с представителями общественности.
Программа развития сети велодорожек была разделена на шесть этапов. Общая протяженность новых дорожек должна была составить 31,6 км.
Первый этап: маршрут: по улицам Карла Маркса и Яна Полуяна. Протяженность — 2,5 километра.
Второй этап: маршрут: по улицам им. Атарбекова, им. Ковалева и им. Герцена. Протяженность — 5,5 километра.
Третий этап: маршрут: по улицам Стахановской, Новаторов и им. Дзержинского. Протяженность — 5,1 километра.
Четвертый этап: маршрут: по улицам Кубанской Набережной, Оранжерейной, им. Красина, Постовой и Октябрьской. Протяженность — 6,8 километра (самый длинный маршрут).
Пятый этап: маршрут: в Юбилейном микрорайоне по улицам Кожевенной, им. Каляева, Минской, Проспекту Чекистов. Протяженность — 6,5 километра.
Шестой этап: маршрут: по улице им. Тургенева. Протяженность — 5,2 километра.
Власти рассматривали несколько вариантов обустройства дорожек: обособленные от проезжей части и тротуаров, выделенные вдоль тротуарной части и велополосы вдоль проезжей части. Начало реализации первого этапа проекта планировалось на 2022 год.
Доронин также отметил необходимость урегулирования деятельности велопарковок и шеринговых компаний. На тот момент в Краснодаре функционировало пять таких компаний, услугами которых пользовались около 200 тысяч жителей.
В рамках проекта велопарковки собирались перенести на территории крупных пересадочных улов. В частности, предлагали Скобяной рынок, ТЭЦ, территорию рядом с Кубанским госуниверситетом, Кооперативным рынком и другие участки. На стадии «проработки» был проект нормативно-правового акта, который должен был позволить упорядочить систему взаимодействия с шеринговыми компаниями.
Ожидалось, что реализация проекта «Велогород» позволит снизить количество пробок на 15%, особенно в центральной части города, улучшить экологию на 20% и упорядочить велосипедные станции.
Всего к 2034 году в Краснодаре рассчитывали обустроить 35 новых участков с велодорожками протяжённостью 75 километров.
Мнение экспертов
Константин Трудик, руководитель Краснодарского отделения «Городских проектов Варламова и Каца», в 2021 году поделился своим мнением о проекте «Велогород» в интервью 93.RU. Трудик, который принимал активное участие в разработке и обсуждении проекта, а также создавал карту велодорожек для генплана, выразил некоторые сомнения относительно концепции «Велогорода».
По мнению урбаниста, масштаб проекта оказался недостаточным для города размера Краснодара. Вместо планируемых 75 километров велодорожек, Трудик считал, что городу необходимо как минимум 750 километров, а возможно и больше. Он также отметил, что существующий проект имел ряд несоответствий с Генеральным планом города.
Трудик выразил несогласие с идеей создания специальных мест для велошеринга и самокатов. Он подчеркнул парадоксальность ситуации, когда автомобилям позволяли парковаться в несколько рядов практически везде, в то время как более компактный и экологичный транспорт пытались «вытеснить на периферию». По его мнению, проблема заключалась не в двухколесном транспорте, а в недостаточной ширине тротуаров в городе.
Урбанист отметил, что согласно нормативам, ширина тротуаров на магистральных улицах должна была составлять 4 метра, тогда как в Краснодаре этот показатель в среднем составлял лишь 1,5-2 метра. Трудик подчеркнул, что в таких стесненных условиях любой самокат выглядел бы неуместно.
Константин Трудик считал, что главная задача заключалась не столько в строительстве велодорожек, сколько в комплексном реформировании городской среды. Он призывал к смене приоритетов в городском планировании: от ориентации на автомобили к развитию общественного транспорта, созданию широких тротуаров и велодорожек. По его мнению, такой подход мог бы превратить Краснодар в современный европейский город.
Урбанист отметил, что Краснодар обладает всеми необходимыми условиями для развития велосипедной инфраструктуры: благоприятный климат, ровный рельеф и относительно компактная планировка города. Он подчеркнул важность комплексного использования различных видов транспорта в городе.
Трудик заявил о своем намерении подготовить официальное возражение по проекту «Велогород». Он считал, что текущий проект не учитывал необходимость комплексного подхода к развитию городской мобильности. По его мнению, изолированные велодорожки могли легко стать жертвой лоббирования со стороны автомобильного сообщества, которое требовало все больше пространства для машин.
Реальность
В мае 2024 93.RU в ответ на запрос получил от администрации Краснодара список официально обустроенных в городе «велодорожек». Мэрия насчитала 16 маршрутов протяженностью более 35 километров.
Однако корреспондент портала лично посетил каждый из них и смог найти только 11 километров, из которых далеко не везде были достойные условия для езды. Более того, это были не велодорожки, а велополосы — минимальная инфраструктура в виде знаков и разделяющей полосы.
Также из ответа мэрии стало ясно, что учет велополос ведется несвоевременно, поскольку некоторые из них не существовали на тот момент уже давно. Еще часть существовала в реальности, но не была в списке администрации.
Насколько были реализованы этапы проекта к весне 2024 года:
Первый этап — частично. Есть полосы в районе улицы Яна Полуяна, но на Карла Маркса их не было. Второй этап есть только на бумаге — там были знаки, но не размечена полоса и ехать крайне неудобно. Третий этап не реализовали. Четвертый — частично и очень неудобно. Более того, полоса на Кубанской набережной была еще до проекта, но сейчас ее там нет. Пятый этап не реализован. Шестой этап — на Тургенева всего чуть более 200 метров размеченной велополосы.