На юге России уже который год закрыты многие воздушные гавани. Власти рассматривали вариант с открытием аэропорта в Краснодаре, но в итоге от идеи отказались. Поэтому многие россияне, которые хотят попасть в центральную часть России, вынуждены ехать поездом или автобусом. Так как в Москву из Краснодара и Ростова-на-Дону добираться несколько десятков часов, жители чаще выбирают поезда, а не автобусы. Корреспондент MSK1.RU Дмитрий Бондарев съездил в отпуск и в очередной раз насладился легендарной атмосферой российского купе. Публикуем его честный рассказ о том, почему ехать поездом сутками из Москвы в Краснодар — это выбор из двух зол.
Главные проблемы у меня начинаются всегда при выборе билетов. За какой бы срок я ни начинал выбирать, будь то за две недели или за три месяца до путешествия, — всегда проблемы с местами. Нижние ярусы всегда раскуплены в купе. Это чем-то напоминает иногда кинотеатры. Там, на какой сеанс ни придешь, всегда центральные места заняты. А, когда приходишь смотреть кино, в зале пусто. Но в поездах немного иначе, там проблема в маршруте. Частенько такое бывает, что люди едут не от конечной до конечной. Всё-таки поезда между Москвой и Краснодаром проезжают и другие крупные города. Поэтому всегда находится огромное количество желающих, которые заранее купили билеты.
Когда садишься в поезд, самая главная мука — заправить свое место. В купе с этим проще. Там попросил своих попутчиков — и все выходят в вагон. Но стоит оказаться в плацкарте, и там действительно придется серьезно постараться, чтобы развернуться.
Больше всего меня впечатляет атмосфера современных поездов. Неважно, на чем ты едешь, в любом случае есть ощущение особого уюта, который формируют люди и проводники. Вопреки стереотипам, люди заметно реже с собой берут курицу. А вот встретить пьяных до сих пор реально. Так, в одну из поездок мужчина настолько напился в вагоне-ресторане, что его высадили из поезда. Он даже не смог дойти до своего места — его туда занесли. Проблема в том, что соседями оказались три женщины, а деться от этого попутчика им было некуда. Поэтому до Москвы мужчина с Юга так и не доехал в тот день, а оказался в Воронеже.
Но такие истории — это не самое частое явление, и всё зависит от того, повезет ли с соседями в купе. Я лично с ними общаться не очень люблю, несмотря на свою профессию. Первые несколько поездок мне было интересно узнавать людей, а вот дальше уже заранее знаешь, какие истории тебе могут рассказать соседи по Краснодарскому краю или Ростовской области. Но всё равно приятно, что в поезде любой сосед приветлив, все всегда предлагают чем-то угоститься.
Но вернемся к нашим современным проблемам. Во многих поездах до сих пор всего одна розетка на всё купе. Разъема под USB на верхних полках чаще всё нет, хотя это зависит от поезда. В современных вагонах всё уже есть, но в них другая проблема — вентиляция. Сущий кошмар начинается, когда ты едешь на верхней полке. Стоит только проводнику включить в вагоне кондиционер или просто вытяжку, как люди сразу начинают мерзнуть. Это происходит независимо от времени года: и летом, и зимой с одинаковой вероятностью можно простыть.
Пожалуй, лучшее, что есть в путешествиях, — это возможность смотреть в окно на огромные просторы России. Зимой едешь — и кругом всё белое, за окном видно лишь снег. Так было, пока мы не оказались в 60 километрах от Ростова-на-Дону, где уже можно было найти зеленую траву и даже цветочки. Пейзажи и природа, конечно, впечатляют, как и их плавная смена, но это всё равно не может заменить перелет.
Из Москвы в Краснодар и Ростов полет занимал не более пары часов. Теперь вместо этого нужно приносить в жертву два дня своей жизни, чтобы съездить туда-обратно. Конечно, это неудобно. Особенно неприятно становится жителям юга, когда начинается лето: билеты на поезда купить становится практически нереально, если срочно куда-то надо. Мне лично еще не доводилось ездить на автобусе в центральную Россию. Но будущие отзывы, я думаю, вы себе представляете.
Все мои друзья в Москве говорят о самолетах как о чем-то рутинном. Их волнуют пересадки, сбои в расписании и так далее. Каждый лишний час, который людям приходится просидеть в аэропорту, у местных вызывает безумное недовольство. В это время весь юг России не то что час, а сутки за сутками вынужден добираться домой. Но зато всё четко по расписанию — в этом, конечно, преимущество поездов перед самолетами.
В любом случае я люблю путешествовать и атмосфера в поездах действительно уникальная. Тем интереснее будет съездить на север и восток страны.
А вам нравится путешествовать на поездах?