Пожаловаться на таксиста можно за хамство, грязную машину, опасное вождение или, скажем, навязчивое общение — и водителю снизят рейтинг, перекрыв поток заказов. Защититься от проблемных пассажиров сложнее, хотя «веселых» историй про таких у таксистов полно. Марина Гаричян расспросила ростовского водителя о новых поездках с попутчиками, заработке и случаях с пассажирами.
«Слишком много понтов на "Экономе"»
Вадиму 38 лет, 9 из которых он работает в такси. Интересуется, есть ли у меня водительские права. Говорю, что боюсь садиться за руль: вовремя не среагирую, не замечу знак, а более опытные водители будут вслед кричать что-то неприятное и очень экспертное. Лучше посижу на пассажирском и буду в окно смотреть.
— Пусть орут. Мне вот до сих пор кричат, если я занимаю место на полосе, пока они спят за рулем, — рассуждает мужчина. — И сигналят истерично. Надо быть сконцентрированным, конечно, решения быстро принимать, а не *** пинать. Я просто улыбаюсь в такие моменты. Не стоит негатив на себя принимать.
Но не все конфликты на дороге удается разрешить улыбкой, признаёт таксист. Пассажиры бывают очень требовательные, с характером. Был у Вадима случай: пьяная барышня возмущалась, почему за ней приехала простенькая машина. А в дороге еще и угрожать пыталась, что если «плохо ее довезет», то будет иметь дело с ее мужем.
— Мы доехали к ее дому, она вышла и стала на телефон снимать мою машину и меня, чуть ли не в лицо тыкала эту камеру, комментируя, мол, работать больше не смогу, все пути мне перекроет, у нее связи. Взяли моду: чуть что — хватаются за телефон. Ты ж в себя приди сначала! Она, наверное, и мужу еще потом мозг вынесла, что ее, принцессу, не на «Майбахе» довезли.
«Некоторые девушки садятся в машину так, будто в рекламе снимаются. Зачем дверью хлопать? Перед кем понтуетесь? Вы садитесь в "Эконом"!»
Машина у Вадима чистая, в салоне негромко играет музыка. Хвастается обивкой: недавно поменял. Автомобиль свой, а не арендованный, оттого трепета больше. Обидно, когда в салоне разливают кофе, а бывает хуже: кого-то тошнит.
— Скоро зима, и глаз уже начинает дергаться. Перед тем как сесть в машину, только процентов 60% отряхнут снег с подошвы. Остальные садятся в машину и делают мне тут сугробы. Это всё потом тает, коврики постоянно приходится чистить. Не всегда успеваешь это делать между заказами, они ж один за другим идут.
Мокрые зонты на сиденье тоже радости водителям не приносят. Просто представьте, говорит Вадим, «если к вам в дом пришли и стали гадить везде».
— На мое замечание о том, чтобы не пачкали мне салон, пассажиры сказали: «А твое дело нас везти, не умничай». Пугают тем, что в службу поддержки напишут. Отношение к таксистам у многих изначально скотское просто. Ведут себя как быдло, — отметил Вадим. — Но я таких быстро на место ставлю, на землю возвращаются и до конца пути едут молча.
«Тариф "Маршрутка" водители хотят развидеть»
Поездки с попутчиками работают в Ростове чуть больше недели. Суть такая: заказываешь такси в тарифе «Вместе», платишь меньше, но едешь с еще одним пассажиром. В теории все счастливы: клиенты экономят, а водители зарабатывают больше, выполняя, по сути, два заказа одновременно.
Но красивые фразы из пресс-релизов разбиваются о реальность: экономия у пассажира невеликая, а водители говорят, что даже теряют в деньгах. «И все вместе теряют нервы». Вадим показывает чат ростовских таксистов: там в разных формах описывают свои впечатления от «маршрутки». Такое название быстро прижилось.
— По правилам только одного пассажира можно «добрать» по пути. Но у знакомого была тема, что он одного забрал, поехали за вторым, а там трое стоят. И все сели. Хорошо, что там пассажиры между собой договорились, что не против так ехать. Но, честно говоря, не представляю, зачем вписываться в такое ради маленькой экономии. В час пик больше 100 рублей редко экономия будет. И вроде же по-русски сказано, что можно поехать только ОДНОМУ и к вам ОДИН пассажир подсаживается.
Спрашиваю про цены: такси давно стало недешевым удовольствием, но в последние три-четыре месяца это особенно заметно. К тому же часто это единственный способ попасть домой для жителей отдаленных районов — после 21:00 на некоторых маршрутах автобусов не дождаться.
«В конце концов, все просто хотят работать и зарабатывать. И странно водителей обвинять в том, что такси подорожало. Так ведь всё дорожает!»
— Я всё понимаю, денег всегда не хватает, но зачем на нас выливать свои негодования. В магазине давно были? Мясо подорожало сильно, например. Но вы же не кричите на продавца из-за этого? Все забывают про наши расходы на заправку, мойку, запчасти, — говорит таксист.
Вадим считает, что те, кому правда надо передвигаться по городу бюджетно, не брезгуют общественным транспортом.
— Когда вы заказываете такси, вы платите за свой комфорт, за то, что вы едете не в толпе, не в салоне автобуса, где с потолка вода капает во время дождя, вы гарантированно СИ-ДИ-ТЕ, в конце концов. Когда приходят заказы с попутчиком, большинство таксистов в Ростове хотят их развидеть.
Читайте, как встретили новый тариф «Вместе» водители и пассажиры в первый день его работы. Отключить его у себя таксисты не могут.