Взмыленные лица, липкие соседи, острый запах пота и мокрые следы на сиденьях. Это обычный краснодарский трамвай в середине летнего дня. Больше половины общественного транспорта у нас ездит без кондиционеров. Между тем всю последнюю неделю было очень жарко, иногда больше +37 °С. А думали ли вы когда-нибудь о том, насколько в это время нагревается воздух внутри маршрутки? Или троллейбуса?
Нет ничего проще, чем замерить самостоятельно. Журналистка портала 93.RU Настя Щеглова купила градусник и проехалась в общественном транспорте.
Эксперимент проходил 15 августа с 15:30 до 17:30 в трамвае, троллейбусе и маршрутке. Все замеры были сделаны на теневой стороне без лучей, в метре от пола и на удалении от стенок — ну, для честности. А за конечный результат брали цифры, которые удерживались на термометре как минимум 15 минут. На улице в этот день было около +34 °С.
Садимся в красно-желтый трамвай № 2 на конечной по Декабристов и едем в центр. На входе в глаза ударяет раскаленный горячий воздух — протолкнуть его в легкие очень сложно, и дышится едва-едва. Столбик начинает ползти вверх прямо на глазах: за десять минут он прошел шесть отметок. Конечный результат, который показывает обезумевший градусник, +38 °С. И это в тени.
На солнечной стороне, где тоже сидит много людей, красная полоска добирается до +40 °С. Кондуктором работает мужчина, которому за 60 лет. На вопрос о том, как ему удается обилечивать в таких условиях, он только молчаливо улыбается и пожимает плечами.
Далее садимся в троллейбус на Мира и едем в сторону Тургенева. Внутри салона стойкий запах пота. Багрового цвета мокрые пассажиры обмахиваются чем попало: веером, конвертами, платками и паспортом.
— Да, без машины нынче тяжело, — протягивает за соседним сиденьем мужчина.
Люди видят градусник и с интересом подходят узнать, какую температуру он показывает. Конечный результат +36 °С. На солнце на один градус жарче.
— Какие выплаты? Нет никаких выплат за погодные условия. А что еще делать, выбора же нет, — отвечает кондуктор.
Последняя дистанция в эксперименте — маршрутка. На улице Тургенева садимся обратно в центр на автобус № 67. Водитель предусмотрительно сидит с вентилятором под стеклом, а толпящиеся на площадках люди склеиваются в одного большого липкого пассажира.
Но здесь на удивление дышится лучше всего — за счет открытого в потолке люка и почти вечернего времени. На беспристрастный градусник это сильно не влияет: +34 °С.
В итоге мы имеем одного запеченного журналиста (хоть на обед подавай) и вот такую инфографику:
Напомним, по данным за прошлый год, в Краснодаре кондиционеры были у 94% муниципальных автобусов, 31% трамваев, 6,9% троллейбусов и 15,4% маршруток.