Депутат городской думы Краснодара Игорь Азаров рассказывает в своем блоге о том, что его впечатлило во время недавней поездки по Европе. И о том, что не мешало бы взять на вооружение краснодарским властям.
Так получилось, что этим летом мне удалось попутешествовать по Европе, а конкретнее — по Балканам, много всего интересного и полезного увидел и теперь по чуть-чуть буду писать об увиденном. Сегодняшний пост — про велодорожки. Три вещи, которые я понял об организации велосети в Европе:
Велодорожки становятся обыденностью не только в богатой Западной Европе, но и далеко не в самых обеспеченных странах. Наверное, одну из самых удобных велодорожек на Балканах я увидел в столице беднейшей страны Европы — Албании. При этом подход там гораздо более разумный, чем у нас.
Важно не только строить велосеть, но и популяризировать ее использование. Так, в небольшом сербском городке Нови-Сад (341 тыс. жителей) на велодорожке стоит счетчик, считающий количество проехавших за день велосипедов. К обеду, когда я подошел к нему, на нем уже была цифра 312, что для такого небольшого города сопоставимо с количеством машин, проехавших по параллельно идущей автотрассе. Сразу снимает все возражения о необходимости в городе велоинфраструктуры.
Иногда не стоит сильно заморачиваться о ширине велодорожки и ее обособленности. В Белграде все центральные улицы имеют разметки прямо на тротуарах шириной 0,75–1 метр. Да, не совсем удобно для движения, да, нет фактического обособления, но зато четко определены условные зоны использования тротуара пешеходом / пользователем двухколесного транспорта. В этом случае вероятность столкновения с пресловутым самокатчиком очень низка, т. к. с самого начала определены зоны ответственности.
Какие главные выводы?
У нас департамент транспорта в последнее время обратил (и это замечательно) свое внимание на проблему велодорожек. Есть даже карта будущих велодорожек — вроде бы как 37 км хотят построить. Но у нас это всё идет довольно медленно.
Есть хороший пример албанской Тираны, где для ограждения велодорожек от проезжей части используются резиновые мини-отбойники. Это безопасно для машин, и вроде бы есть физическое отделение от проезжей части. Это отличный пример для подражания.
Мне понравилось то, что реализовано в Белграде. Обычный тротуар довольно узкий для того, чтобы сделать отдельную велодорожку, но на нем краской нарисована узкая дорожка для велосипедов. Это отличный пример для Краснодара. Не нужно бояться, не нужно запариваться по поводу строительства каких-то капитальных велодорожек, а можно, как говорят, хозяйственным способом их нарисовать и посмотреть на то, как это будет восприниматься, будут ли пользоваться ими или нет.
Например, в Париже в разгар пандемии для того, чтобы горожане не ездили на общественном транспорте, а чаще пользовались велосипедами, в очень сжатые сроки нарисовали несколько десятков километров велодорожек. Именно хозяйственным способом — просто взяли краску и нарисовали вдоль обочины проезжей части, чтобы посмотреть на то, как это будет работать. Мэрия Парижа сразу сказала, что это временная мера для того, чтобы проанализировать необходимость капитальных велодорожек. И в Краснодаре можно, в принципе, реализовать такой же проект.
Согласны с автором?