В начале мая стало известно о повышении цены на проезд в муниципальном общественном транспорте Краснодара. По словам чиновников, эта вынужденная мера необходима, в том числе для повышения зарплаты работникам КТТУ — водителям, кондукторам, рабочим. Тогда же были озвучены и зарплаты сотрудников трамвайно-троллейбусного предприятия. Так, по данным на 1-й квартал 2021 года, в муниципальном транспорте Краснодара работают чуть больше 1 тысячи кондукторов, средняя зарплата которых — 27 750 рублей. Благодаря повышению стоимости билетов с 1 июня она должна вырасти на 4,9%.
93.RU решил проверить слова чиновников и спросить у самих кондукторов об их реальных доходах. Наши собеседники попросили не называть их настоящие имена, но честно рассказали о своих зарплатах и специфике работы.
Работала на руководящей должности — надоело
Ирина, 60 лет:
— 28 тысяч? Я лично столько не получаю — это самые лентяи столько получают. Это если ты работаешь по 5–6 часов в день, с полными выходными, тогда и получается тысяч 28. Конечно, люди работают и получают больше. Я бы за 28 не работала бы. Но я работаю много — в 5 утра заступаю и до 11 вечера. Работаю в основном всю неделю. Когда очень надо, беру выходные.
«Да, работать приходится много, плюс пенсия, но зато я имею 75 тысяч. Но на себя деньги не трачу, мне они не нужны, всё отдаю в семью»
И водители получают по-разному. Если человек трудится, то он тоже получает больше 50 тысяч. Так что у нас так — если человек хочет, он будет зарабатывать. У нас без обмана, зарплата белая. Если бы еще налог не платила — 9 тысяч, еще лучше было бы, на руки 70 получала бы. Хотя, конечно, есть и свои сложности. Случилась если авария — у нас простой, стоим, никуда не едем, тоже минус. А раньше я работала на руководящей должности — надоело. Проверки эти постоянные, устала. Попробовала кондуктором, понравилось. У нас много кто работает, учителя у нас часто подрабатывают. Они и школу не бросают, и у нас работают.
Зарплата зависит от маршрута
Маргарита, 69 лет:
— Вы знаете, я получаю меньше 20 тысяч, но у нас многие и по 30, и по 40 тысяч, и больше получают. Если работать спокойно в свою смену, то можно 22–23 тысячи зарабатывать. На 5%, говорите, поднимут? Тоже неплохо. Не сильно много, но лучше, чем ничего.
Зарплата зависит от графика, у меня, например, два дня через два, работаю в спокойном режиме, на руки получаю где-то 17 тысяч. Так и получается, что кто-то без выходных работает, а кто-то, как я, а в среднем зарплата, может, и получается 28 тысяч.
Я работала и по обычному графику — 6 работаешь, 2 отдыхаешь. Там, конечно, зарплата была больше. Но мне нужно больше выходных, у меня внуки. Дочка на двух работах, поэтому нужна моя помощь. Если бы я 6 дней работала, я бы внуков вообще не видела.
«А еще я заметила, что когда повышается цена на проезд, то всегда повышается план. Всегда. Еще и люди начинают чаще на маршрутках ездить»
Я с 98-го года работаю, и каждый раз одна и та же петрушка — когда поднимается плата за проезд, наша зарплата падает. И потом проходит какое-то время, пока она восстанавливается.
И от маршрута зарплата тоже зависит. Если популярный маршрут, то и заработать легче. Вот видите, сейчас пустой салон, как план делать? Конечно, зависит от маршрута. Например, в праздники выгодно на 14-м троллейбусе работать, потому что все едут на Красную гулять. 12-й маршрут невыгодный, а на «семерке» тяжелее всего работать.
У меня 12-часовой график, поэтому я выхожу попозже — где-то около 7 утра. Но у меня не самый напряженный, есть у людей графики и с 5 утра. Те, кто хотят получать много, и работают гораздо больше. И не только молодежь так работает, есть и пожилые. Мне 69 лет, но прекращать работу пока не планирую, да не получится просто. На одну пенсию прожить сложно. Да и к внукам как пойти без шоколадки?
Не нравится — уходи
Александр, 50 лет:
— Ну вы же понимаете, что 27–28 тысяч — это средняя. Один может 15–17 тысяч получать, а другой работать в две смены и получать больше 40. Но это нужно с 5 утра до 10 вечера работать, не все так могут, не у всех силы есть. Но в среднем хорошо выходит. Так же, как у нас в стране, — у кого-то 2 миллиона в месяц, а у кого-то 15 тысяч, а в среднем 50 или сколько там? Вот я в полторы смены работаю. Извините, некогда болтать, пошел обилечивать дальше.
Елена, 59 лет:
— Кто работает полторы смены — 30 тысяч получает. Кто в одну смену — у того 18–20 тысяч. Водители, я знаю, что меньше 40 не получают. У них и оклад больше, и премии. Но водителей всё равно не хватает. А кондуктора все такие, как я, пенсионеры. Не идет молодежь. Потому что ну кто будет за 20 тысяч работать? А чтобы больше получать, нужно без выходных работать. А у молодых же семья, и совмещать это невозможно. У нас минимальная смена — это шесть часов. А еще надо добраться до работы и обратно.
«Я после работы прихожу — стала под душ, чаек попила и спать. Мне уроки с детьми делать не надо»
Пенсионерам удобно, а молодым сложно. А к пенсии все-таки хорошая прибавка. А перестанет нравиться, уйду в любое время. Никто не держит. А вы что, к нам не хотите? У нас водителей не хватает.
Я во вторую смену работаю. Вот сегодня в 15:30 смена началась. А вечером по домам развозит вахтовый автобус. Работать мне нравится, и начальство хорошо относится. Платят больничные, отпускные, есть премия, в зависимости от выполненного плана. А доход, конечно, зависит от маршрута — бывает выгодный, а бывает нет, тут как кому повезет. Выбирать маршрут нельзя, не нравится — уходи. Но и текучка у нас большая, не успеваешь в лицо запоминать. А одно время слух ходил, что отменят кондукторов. Ну мы задали вопрос руководству, правда ли это? Сказали нам: работайте, на наш век еще хватит.