Только по официальным данным в городе пострадало более 60 машин. На деле же их, скорее всего, гораздо больше.
Ледяной дождь, обрушившийся на Краснодар 21 января, привел к настоящему стихийному бедствию. В городе по самым скромным подсчетам были повреждены более 60 автомобилей, на которые рухнули обледеневшие деревья или ветви. Однако невооруженным глазом видно, что эта цифра, мягко говоря, весьма приблизительна - почти в каждом дворе многоквартирного дома под удар попала одна-две машины. А значит - реальный счет идет на сотни, а то и тысячи автомобилей. Другой вопрос в том, что кто-то отделался царапиной, кто-то - разбитым зеркалом или лобовым стеклом. А у кого-то оказалась смята крыша, пробит капот и так далее. Ущерб в каждом случае разный — от тысяч до сотен тысяч рублей.
Более того, многие горожане стали настоящими заложниками ледяных колоссов — немало было случаев, когда дерево уже наклонилось и может рухнуть, а переставить машину либо некуда, все безопасные места давно заняты, либо она просто не открывается, парализованная ледяным панцирем, толщина которого достигала 2 сантиметров. Вот и приходилось людям просто наблюдать и надеяться, что «минует их ветка сия».
Сейчас, когда первый испуг прошел, все чаще возникает вопрос, есть ли доля вины коммунальных служб в нанесенном автоущербе и каким образом можно получить компенсацию.
По словам страховщиков, если на машину оформлено КАСКО, возмещение получить можно. Как пишет «КП» со ссылкой на представителя крупной страховой компании Краснодара, Падение деревьев, мачт и других объектов в результате стихии подпадает под определение страхового случая по КАСКО.
Чтобы получить выплаты, необходимо было вызвать на место ЧП (если дерево упало на припаркованный автомобиль) участкового, который составляет акт осмотра места происшествия, и представителей коммунальных служб.
Если же дерево упало в момент движения машины, вызываются сотрудники ДПС.
Кроме того, в течение двух недель нужно получить справку о погодных условиях в день происшествия в метеослужбе города.
Если же на машину оформлен только полис ОСАГО, страхующий гражданскую ответственность владельца, естественно, компенсацию вам не заплатят.
Остается единственный вариант — попробовать доказать, что в случившемся с вашим «железным конем» виноваты коммунальные службы или юридическое лицо, с которым жильцы дома заключили договор на обслуживание — ТСЖ, ЖСК или управляющая компания.
Как рассазали нам в отделе по защите прав потребителей администрации Краснодара, к ним пока не было ни одного обращения по поводу защиты в суде интересов пострадавших горожан. Более того, этот случай не попадает под действие закона о правах потребителей, поскольку речь идет о стихийном бедствии.
По мнению начальника территориального центра мониторинга и прогнозирования ЧС природного характера Юрия Ткаченко, можно говорить об ответственности эксплуатирующих организаций за то, что потенциально опасные деревья находились вблизи линий высоковольных передач. И в результате падения веток и целых стволов на провода многие дома были обесточены.
Что касается ответственности за падение обледеневших веток на автотранспорт, то этот вопрос — довольно сложный. С одной стороны, коммунальщики обязаны готовиться к зиме заранее и принимать «превентивные меры» на случай выпадения большого количества осадков или усиления ветра. С другой - нельзя исключать и того, что рухнуло здоровое дерево.
Ведь в результате образования наледи вес и, соответственно, нагрузка на ветви и ствол увеличивалась в 2-3 раза. Так, по данным мэрии, из-за наледи погибли порядка 2 тысяч древесного молодняка, который аварийным уж точно не был.
В любом случае, владельцу пострадавшего авто придется самому остаивать свои права в суде и самому оплачивать экспертизу состояния дерева, которое стало причиной повреждения автомобиля.
Мы попытались выяснить, есть ли шансы добиться возмещение ущерба. И во сколько обойдется такая попытка краснодарцам. В нескольких адвокатских конторах города нам сказали, что подобные звонки им уже поступают, хотя адвокатское сообщество еще и не определило, как реагировать на предложение защищать интересы пострадавших в суде и как вести эту защиту максимально эффективно. Предложили перезвонить через неделю. Тогда, мол, что-нибудь придумаем.
В одной конторе нам сказали, что их услуги по такому роду дел могут «потянуть» на 15 тысяч рублей. В другой — что не возьмутся меньше чем за 35 тысяч, но процесс будет практически безнадежным. Суд почти наверняка признает обстоятельства форсмажорными. А со стихии, как известно, взятки гладки — страхуйтесь, господа, приобретайте гаражи или оставляйте авто в местах, где не растут деревья. Иначе говоря, когда с неба падает ледяной дождь, думайте головой сами, чай, не маленькие.
Единственный случай, при котором можно надеяться на возмещение ущерба — если будет доказано, что дерево было аварийным и представляло опасность в принципе, даже без учета стихийного форсмажора. Но для этого потребуется соответствующее заключение экспертов.
Мы обзвонили пять частных экспертных организаций в Краснодаре и везде услышали ответ — таких экспертиз не проводим. Нам повезло только в государственной структуре — в Бюро судмедэкспертизы на Лузана, 38.
Правда, для проведения исследования нужно поторопиться — во дворах города коммунальщики уже начали распиливать и убирать «улики». К счастью, ждать, когда к вам приедет эксперт, не обязательно. Часть работы за него можно сделать самому.
Как рассказали нам в лаборатории, нужно сфотографировать дерево, упавшее на вашу машину, и сделать спил ствола или ветки — деревянный «блин» по всему диаметру с шириной 3-5 сантиметров. Этот образец предоставляется на экспертизу, которая определит, были ли обвалившаяся ветка или весь ствол живыми или мертвыми, то есть, аварийными.
Срок выполнения экспертизы — 10 дней. Заплатить за нее придется 12 тысяч рублей. Зато, как уверили нас в экспертизе, случаев, когда результаты исследования не были приняты судом, они не припомнят.
Итак, если экспертиза докажет, что дерево было аварийным, ответчиком по иску, скорее всего, будет выступать соответствующий городской округ, ТСЖ, ЖСК или управляющая компания, в чьем ведении находится участок, где оно росло.
Крайне маловероятен, но все же возможен другой вариант — территория является совместной долевой собственностью жильцов дома, но ТСЖ они не сформировали и с управляющей компанией договор на обслуживание еще не заключили. Тогда взыскать ущерб будет проблематично.
Подводя итог можно сказать, что шансы возместить стоимость ремонта у владельцев авто есть, но они не велики. Если невооруженным глазом видно, что упавшее дерево было живым и здоровым, влезать в судебные тяжбы не стоит однозначно. Если же понятно, что на авто рухнула старая гнилая ветка — готовьте как минимум 30 тысяч рублей — на экспертизу, адвокатов и другие «судебные надобности». Удастся отстоять свою правоту в суде — вам возместят и ущерб, и стоимость экспертизы, и оплату услуг юриста.
В ситуации разбирался Андрей Нимченко
Фото Нина Ткачёва, "ВКонтакте"