RU93
Погода

Сейчас+18°C

Сейчас в Краснодаре

Погода+18°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +18

2 м/c,

ю-з.

756мм 88%
Подробнее
USD 87,96
EUR 94,26
Наука Наука в регионах «Никто не спорит с профессионалом»: девушка-технарь рассказала, почему стереотипам не место в науке

«Никто не спорит с профессионалом»: девушка-технарь рассказала, почему стереотипам не место в науке

История аспирантки «ВОЕНМЕХа» им. Д. Ф. Устинова Юлии Каун

Юлия Каун, основательница проекта по созданию сопел внешнего расширения для сверхлегких ракета-носителей, — о том, как отказалась от карьеры скрипачки, справилась с сомнениями в себе благодаря мудрым словам мамы и нашла работу, в которой нет рутины

Мы продолжаем рассказывать о талантливых женщинах в науке. На этот раз своей историей с нами поделилась Юлия Каун, которая пишет аспирантскую диссертацию, преподает высшую математику и мечтает когда-нибудь совершить прорыв в ракетно-космической отрасли, вписав свое имя в ее историю.

«То, что я хочу связать свою жизнь с технической отраслью, я поняла еще в детстве…»

— Дедушка работал главным инженером в колхозе «Ленинец», он предлагал технические решения модернизации существующей техники. У него был такой кожаный портфель, остро заточенные карандаши, аккуратно сложенные чертежи. Меня это очень впечатляло.

Мне нравились физика и черчение, структурность и однозначность в понятиях. А вскоре в область моих интересов плотно вошла еще и информатика с языками программирования. С удовольствием я занималась и математикой. Мы с моей учительницей, могли часов пять просидеть над задачами и не заметить, как пролетело время.

Мама с самого детства давала мне возможность попробовать себя в разных направлениях, поэтому мое решение связать свою жизнь с технической отраслью и она, и мой папа поддержали.

Но некоторые мои старые знакомые до сих пор удивляются. «А мы думали, что ты пошла в музыку…» — говорят они. Дело в том, что я действительно на протяжении девяти лет училась в музыкальной школе по классу скрипки, состояла в образцовом ансамбле скрипачей «Каприс» и даже выступала в посольстве России в Париже. В общем, у меня были все шансы построить карьеру скрипачки. Но я приняла другое решение.

Не помню, чтобы кто-то отговаривал меня от выбора профессии. Но была определенная реакция от людей, когда они слышали, что девочка собирается связать свою деятельность с физикой. Тем не менее техническая область всегда казалась мне самой фундаментальной. Видимо, мне с детства привили мысль о том, что инженер — это звучит гордо.

Я очень хотела поступить в Санкт-Петербург, отправила документы почтой в два университета. Я понимала, что бюджетных мест мало и я могу пролететь. В итоге сначала мне позвонили из ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, куда я подавалась на направление «теплотехника и теплоэнергетика». Я в срочном порядке взяла билеты из Краснодара в Санкт-Петербург. В итоге в университете произошла некоторая путаница: специальность, на которую я поступала, была гражданской, но ее включили в список военных специальностей, где была предусмотрена практика на корабле.

Я об этом сначала и не подозревала. Но потом меня отправили проходить очень серьезную комиссию, на которой мне сказали срочно делать операцию по восстановлению зрения, иначе меня не зачислят. Я в шоке. Сижу, плачу. И тут узнаю, что меня уже хотят на какой-то корабль отправлять…

Так что я забрала документы и пошла в «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова… С полной уверенностью, что я не пройду. В приемной комиссии меня встретил заместитель декана Аркадий Александрович Брацлавский. Моя мама попросила его о возможности поговорить с кем-то еще из представителей вуза, и он провел меня в кабинет декана факультета «А» Ракетно-космической техники Леонида Павловича Юнакова. Вообще таких экскурсий для абитуриентов не проводят. Я сама не понимаю, почему именно мне разрешили. Наверно, просто повезло.

В тот момент мама, которая ждала меня снаружи университета, забеспокоилась и спросила у охранника, не могла ли я незаметно выйти из других дверей. Он в шутку ответил: «Если она зашла, то она уже не выйдет». Вот я так и осталась…

Конечно, девушек было меньше на потоке, но они были максимально сосредоточены на учебе. Даже самые суровые профессора относились к нам с уважением. Я помню, как преподаватель по начертательной геометрии ставил меня в пример ребятам из других групп.

Девушек было меньше на потоке, но они были максимально сосредоточены на учебе

Во время учебы на меня сильно повлиял профессор кафедры «А9» Василий Васильевич Сахин. Помню, как сдавала ему первую расчетную работу. После проверки она превратилась в красную от исправлений.

«Я тогда думала: "Ну всё, меня отчислят… Я вообще ничего не умею, надо уходить"»

Но Василий Васильевич успокоил меня и просто попросил подготовить ответы на вопросы. Я же решила полностью перепечатать работу. Он взглянул на нее и сказал, что даже не это ему было нужно. Вся ценность, по его мнению, была в работе над ошибками, которую я проделала. Ему важно было понять, что я разобралась с замечаниями и усвоила их.

Надо понимать, что когда тебе 18–20 лет, сомнения в себе — это нормально. Ребята с нами учились разные, у кого-то была более серьезная подготовка. Мне, конечно, помогала поддержка близких и, опять же, мое упорство. Когда у меня что-то не получалось, я злилась, а потом вспоминала, какой большой путь я уже прошла — от мечты учиться в Санкт-Петербурге до той точки, в которой я находилась.

А еще мне мама как-то сказала фразу, которую я впоследствии часто вспоминала: «Иногда надо просто делать». Вот я и делала. Думала о том, что там, дома, все переживают за меня. А потом у меня начинало что-то получаться и я убеждалась в правильности своих действий.

Сейчас я пишу аспирантскую диссертацию, а также преподаю высшую математику. А еще я уже два месяца руковожу Молодежным инженерным центром — замечательным местом, где юноши и девушки могут реализовать свои научные идеи и задумки. Многие из них разрабатывают свои собственные ракеты, управляют дронами и роботами. И даже запускают спутники на орбиту!

С одной стороны, Молодежный инженерный центр — это полигон для творческой деятельности, но с другой, это преподаватели и аспиранты, которые смогут на профессиональном уровне подсказать и сориентировать ребят в их работе.

Уже два месяца Юлия руководит Молодежным инженерным центром

Меня как-то спросили, если бы мне не нужно было беспокоиться о материальном, чем бы я занималась. Я подумала и ответила, что ничего бы не поменяла.

У меня также есть собственный проект по созданию сопел внешнего расширения для сверхлегких ракет-носителей, над которым я работаю вместе со своим научным руководителем, профессором кафедры плазмогазодинамики и теплотехники Чернышовым М. В. и научным консультантом Брыковым Н. А.

Смысл этого проекта в том, чтобы перейти от использования двух- или трехступенчатых систем к одноступенчатым ракета-носителям. Вообще у нас в планах коммерциализировать этот проект. Попробовать изготовить первый опытный образец. А потом и создать малое инновационное предприятие, которое позволит уже на более серьезном уровне представлять его производство.

Честно говоря, втайне я мечтаю создать свое устройство, которое будет использоваться в ракетно-космической отрасли, — ракетное сопло «Каун».

Дорогие девушки, сколько бы стереотипов вы ни слышали о технической отрасли, знайте: никто не спорит с профессионалом. Все молодые люди сталкиваются со стигматизацией. Но, когда ты достигаешь профессионализма, с тобой начинают считаться. И тут уже твой пол абсолютно не важен.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
Свой дом у моря. Сначала ты мечтаешь туда переехать, а потом думаешь, как быстрее его продать
Евгений Казанцев
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Рекомендуем