Религия истории «Некоторые хотят стать католиками, потому что у нас есть скамейки». История единственного костела в Краснодаре

«Некоторые хотят стать католиками, потому что у нас есть скамейки». История единственного костела в Краснодаре

Настоятель католической церкви рассказал о том, кто приходит к нему и зачем

Храм находится на улице 40-летия Победы

Пока в Краснодаре ведутся споры о строительстве новой православной церкви в Юбилейном микрорайоне, портал 93.RU решил обратить внимание на единственный в городе католический храм. Тем более есть серьезный повод.

Церковь Святого Либория ровно через месяц отпразднует 25-летие освящения. В связи с этим мы поговорили с его настоятелем — отцом Сергием. Он рассказал о том, как люди приходят в католичество, кто состоит в местной общине и что нужно, чтобы стать адептом этого христианского течения.

В начале был участок

История храма начинается в конце XIX века. На участке, купленном у братьев Рубан (угол современных улиц Советской и Октябрьской), была построена Екатеринодарская римско-католическая приходская церковь Святого Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары (Польский костел). 11 декабря 1894 года состоялось его открытие.

Храм действовал до 1937 года. После войны он был перестроен в жилой дом, который сохранился до наших дней и находится по адресу Советская, 32. Возрождение прихода в Краснодаре началось в 1993 году. Тогда было зарегистрировано римско-католическое религиозное объединение церкви Розария Пресвятой Девы Марии и святой Варвары.

В 1996 году священник из Германии Пауль Кайзер решил оказать материальную помощь в строительстве храмов в Краснодаре и Анапе. Единственным условием было посвящение их в будущем святому Либорию — покровителю диоцеза Падерборн, родной епархии Пауля (диоцез — церковная область, управляемая епископом. — Прим. ред.).

16 сентября 1996 года Апостольский нунций (постоянный дипломатический представитель папы Римского. — Прим. ред.) — архиепископ Джон Буковский — освятил строительную площадку храма святого Либория в Краснодаре. С этого времени началось освоение участка и возведение временной часовни. 14 ноября 1999 года Буковский в присутствии епископа Клеменса Пиккеля и священников юга России совершил освящение уже готового храма.

Находится он на улице 40-летия Победы, 172, недалеко от стадиона «Краснодар». Это один из немногих католических храмов на Кубани, второй расположен в Сочи (церковь Апостолов Симона и Фаддея). Еще один — костел святых Ядвиги и Либория — в Анапе.

«Я первый представитель этой религиозной свободы»

Нынешний настоятель храма Сергий (вне сана его зовут Сероп) — жизнерадостный 44-летний мужчина, армянин и уроженец Сочи. Там он и вырос, а по окончанию школы поступил в католическую семинарию в Санкт-Петербурге. По окончании обучения епископ направил его в Краснодар, где священник служит с 2018 года.

Он объяснил, что переход на новую должность зависит от решения епископа, который оценивает способности священника к руководству. При этом в России не так много католических священников, особенно тех, кто имеет российское гражданство и закончил семинарию в Санкт-Петербурге. Митрополию обычно возглавляет архиепископ.

Сергий вырос в католической семье и по национальности — армянин. Он отметил, что около 15% армян принадлежат католической церкви. Его родители и бабушка были особенно верующими даже в советское время, когда это было сложно.

— Нас с братом крестили еще в раннем детстве в католическом храме в Грузии. В советское время существовало всего несколько приходов на территории Советского Союза, — пояснил он.

С началом 90-х годов, когда в Сочи открылся приход, священник начал активно посещать церковь.

— Я был подростком, и это увлекло меня. И я первый представитель этой религиозной свободы после советского времени. Стал алтарником, помогал во время службы, потом изъявил желание поступить в семинарию.

Процесс обучения там мужчина описывает как строгий и организованный, как в казармах.

— Утром подъем, совместная молитва, лекции, потом обед, потом время для подготовки, вечерняя молитва, ужин и отбой. Первые два года обучения были посвящены философии, а затем последовали три года богословия. Всё, что знаю, это благодаря семинарии, — заключил он.

Священник также отметил, что большинство семинаристов имеют светское образование перед поступлением туда — университет, колледж. В случае Сергия такого не было. По завершении обучения семинаристов ждет дипломная работа, защита диплома и выпуск.

Хотя Сергию нравится Краснодар, он отметил, что выбор места служения не был за ним, так как это решение принимает епископ. Судя по всему, высшее руководство учло тот факт, что у мужчины родня в Сочи. К тому же смена климата на более теплый явно порадовала мужчину после знаменитой питерской слякоти.

— Погода для меня была одним из самых страшных испытаний.

Основные отличия католицизма от православия:

Понимание единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в дополнение к этому видят необходимость в едином главе церкви — Папе.

Происхождение Святого Духа. Католическая церковь исповедует, что Дух Святой исходит от Отца и Сына (филиокве), а православная церковь — только от Отца.

Таинство брака. Католическая церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, православная церковь в отдельных случаях разводы допускает.

Чистилище. Католическая церковь провозгласила догмат о чистилище — состоянии душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства).

Непорочное зачатие Девы Марии. Католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии, в то время как православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди.

Главенство папы. Католическая церковь приняла догмат о главенстве папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления, в то время как православные не признают главенства папы.

«Я бы хотел стать католиком. Здравствуйте»

Наличие большой армянской католической общины на юге России облегчает ему служение, так как он сам армянин. Хотя на сегодняшний день количество людей, желающих стать католиками, невелико:

— При самых лучших обстоятельствах те, которые не католики и хотели бы стать ими, — таких бывает от двух до трех человек.

По словам Сергия, процесс принятия католичества требует подготовки и осознанного выбора. Нужно, чтобы человек осознанно подошел к себе и своим ожиданиям от веры.

— Дело в том, что для того, чтобы стать католиком, есть процесс, есть подготовительные встречи, которые нужно обязательно пройти. Это не так, что пришел человек и сказал: «Я бы хотел стать католиком. Здравствуйте». Так не бывает. То есть нужно, чтобы человек осознанно подошел к себе. Некоторые хотят стать католиками просто потому, что у нас есть скамейки в храме.

Впрочем, приход все-таки растет благодаря миграции людей из разных регионов России. Они и пополняют местную паству.

— Когда я сюда только приехал, наш храм был последним зданием на улице, но за 15 лет Краснодар значительно изменился. Можно было бы фантастический фильм снять про то, как это всё разрослось. Были поля, а появились кучи многоэтажек.

Община армян-католиков, переехавших сюда в 80–90-х, составляет костяк прихожан храма, но есть и люди с польскими, литовскими и немецкими корнями. Есть те, кто приезжают из Сибири. Плюс до пандемии сюда часто приходили студенты из африканских стран — около 20 человек. Но после ковида они резко пропали, теперь захаживают два-три африканца.

На воскресные службы регулярно приходят около 150–160 человек. Службы проходят отдельно на разных языках — для армян и для русских. Священник отметил, что община в Краснодаре считается одной из больших в пределах епархии, если не брать в расчет Москву и Санкт-Петербург, где количество прихожан значительно выше. В других приходах по всей епархии среднее количество прихожан на воскресной службе составляет около 80 человек.

Когда речь зашла о контингенте прихожан, священник отметил, что молодежи не так много.

— По большей части это люди возраста от 40 лет и пожилые. Но есть и молодые пары и семьи, особенно среди армянской части общины.

Исповедальни — уже не модно

Вид храма и его интерьер впечатляют многих, поэтому неудивительно, что сюда часто приходят «поглазеть». Но провести церемонию здесь можно только в одном случае. К примеру, чтобы венчаться в католической церкви, один из супругов должен быть обязательно католиком. То же самое касается и крещения: один родитель и крестные должны быть католиками.

— У нас есть брачная подготовка для молодоженов, которые хотят венчаться. Эта подготовка включает встречи со священниками, которые помогают понять важность этих событий в жизни.

По мнению Сергия, человек, который желает стать католиком, проходит подготовку в течение года. Священник проводит встречи, на которых знакомит людей с основами веры, таинствами и заповедями.

— Стать католиком или поменять конфессию — это серьезный шаг. Важно, чтобы человек осознанно подходил к этому вопросу. Кроме того, я всегда интересуюсь, насколько человек знаком с православной церковью. Ведь у нас в католичестве сходные таинства. И тогда ему уже может уже не понадобиться тратить время на нас, если православие ему вполне подходит.

По данным Римско-католической церкви, в 2022 году общая численность католиков в России составляла 540 тысяч человек. Актуальных данных по Краснодарскому краю нет.

Святой отец добавил, что вводить в католичество ребенка или подростка и взрослого — разные вещи. Второе требует больше усилий и времени. Нередко в веру приходят не из любопытства, а при появлении серьезных жизненных проблем. Но даже в таком случае — это не повод ударяться в католичество. Сергий отмечает, что для тех, кто хочет выговориться, обычно существует исповедальня (в православии таких нет).

— Сейчас в католической церкви эти исповедания приобретают немного иной характер. В фильмах обычно показывают, что это какая-то кабинка, там сидит священник и есть решетка, через которую он говорит с человеком. Сегодня, чтобы сделать исповедь еще более конфиденциальной, есть специальные комнаты. Но тут нужно всегда отличать две вещи — исповедь и духовные какие-то разговоры.

По словам Сергия, исповедь — это очень конкретная вещь. Человек приходит, кается в своих грехах и просит прощения. Если речь идет о духовном разговоре, то исповедальня не нужна.

Говоря о кино, священник признался, что практически не видел популярный сериал на тему католичества «Молодой папа» с Джудом Лоу.

— Я сумел себя заставить посмотреть только одну серию, и дальше меня как-то не впечатлило. Я сам по себе не очень кинофанат, поэтому для меня сложно какие-то фильмы или сериалы долго смотреть. В этом смысле я, кажется, застрял где-то в 2009 году. А вот «Остров» с Петром Мамоновым смотрел много раз. Он несет только позитивное, доброе.

С музыкой у Сергия тоже всё неоднозначно. Священник слушает сугубо армянские песни, причем написанные в 80-х. Среди классики предпочитает творчество Макара Екмаляна, священника и композитора Комитаса и пианиста Арно Бабаджаняна. Последний — однофамилец Сергия.

«Каждый праздник отмечаю дважды»

Вопреки предрассудкам, католические и православные священники не конкуренты друг другу в вопросах веры. Сергий признался, что часто общается с коллегами из РПЦ.

— Это уже переросло в какую-то дружбу. Мы приходим друг к другу в храмы. Если большие праздники, я хожу в православную церковь, вместе с ними молюсь, участвую во богослужениях, или они также приходят сюда к нам. У нас ведь литургический календарь, то есть основные праздники одинаковые, только по датам разные. Так что каждый праздник дважды отмечаю, удобно. Например, у нас Рождество 25 декабря, у православной церкви — 7-го. Но какие-то более совместные действия, акции — к сожалению, пока ничего такого нет.

Святой отец по мере сил ухаживает за храмом, поскольку отвечает за него. На большие праздники некоторые прихожане предлагают свою помощь в уборке и других вопросах благоустройства. Есть и пожертвования, которые и являются основным доходом храма.

В связи с предстоящим юбилеем освящения храма Сергий надеется, что удастся организовать историческую конференцию, чтобы рассказать краснодарцам об истории здания и аспектах католичества.

— Я в Сочи столько не жил, сколько уже живу в Краснодаре. Так что это для меня родной город тоже, я его люблю. Конечно, как и многим, мне не нравятся его пробки и некоторые другие моменты. Но он так быстро растет, и это впечатляет. Я как-то давно видел ролик про Арабские Эмираты, где посреди пустыни вырос город. И с Краснодаром теперь такая же история: тут, у храма, было болото, а теперь городские джунгли.

Сергий отметил, что все-таки старается выезжать к родителям в Сочи, чтобы «побыть в тишине». Это же он советует и другим россиянам в нынешние времена — научиться находить место покоя. А еще научиться прощать. Любимейшей притчей преподобного является история о заблудшем сыне из Евангелия от Луки.

История повествует о том, как младший сын, затребовав у отца часть полагавшегося ему наследства, оставил дом и ушел в дальние страны, где растратил, живя распутно, всё, что ему досталось. Он вернулся в отчий дом, только оказавшись в бедственном положении, по сути, умирая от голода и одиночества, — но раскаявшись. Отец же, вместо того, чтобы прогнать сына, простил его, облачил его в лучшую одежду, надел ему на палец перстень. Он вновь принял сына в семью и сделал членом дома, призывая и других разделить радость о возвращении того, кто «был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

— Для меня это самая красивая притча. Большинство людей называют ее историей о блудном сыне, но я предпочитаю это называть притчей о милосердном отце. И я каждый раз, читая эту речь, всегда думаю, что милосердный отец — Бог, который любит человека и который всегда ожидает каждого, независимо от того, в каком он сейчас состоянии и что у него на душе происходит. А нам всем следует искать истину, ведь в этом суть жизни и нашего бытия.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
«Вы не видели сочинских клопов!» Кемеровчанка — о плюсах и минусах бархатного сезона на Черноморском побережье
Анонимное мнение
Мнение
«Это не жизнь, а выживание». Повар кубанского детского сада — о том, как работает с зарплатой в 16 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
Согласились бы поехать на таком ради моря? Обзор на старый 23-часовой поезд Адлер — Воронеж
Полина Листопад
шеф-редактор
Рекомендуем
Объявления