В последнюю неделю Великого поста православные христиане пекут куличи и красят яйца. Этой традиции уже несколько сотен лет. Современные хозяйки часто используют простые и быстрые способы украшения пасхальных яиц: пищевые красители и наклейки с рисунками. Но так было не всегда.
Старшее поколение жителей Кубани помнит времена, когда роспись яиц была настоящим искусством. Тогда яйца окрашивали отварами листьев, цветов и коры, рисовали узоры на скорлупе горячим воском и считали, что чем сложнее рисунок, тем большую ценность имеет пасхальное яйцо.
Как же красить яйца по-кубански? Рассказываем о крашенках, капанках и писанках, разбираемся в значении этой традиции и вспоминаем, каким образом яйца использовались в пасхальной обрядности Кубани.
Может ли белое стать красным?
По одной из православных легенд, когда Богородица сказала мучителям Христа, что ее сын воскрес, они ответили, что он воскреснет не раньше, чем покраснеют яйца в ее корзине. В этот момент яйца стали красными, и тогда насмешники поверили в свершившееся чудо.
Яйца красят в память страданий Христа и пролитой им крови. Церковь видит в яйце символ гроба Господня, а в красном цвете — символ крови Христовой. В народной традиции считается, что пасхальные яйца олицетворяют жизнь и обладают особой охранительной и целебной силой.
Пасху на Кубани называли Паска или Вылыкдэнь. Считалось, что чем больше яиц хозяйка приготовила к этому празднику, тем благополучнее будет год. Пасхальные яйца дарили другу другу, обмениваясь традиционным приветствием «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!». Брали с собой на кладбище, чтобы помянуть родных, а на праздничный стол клали несколько штук для умерших родственников. Умывались водой, в которую клали несколько красных яиц — считалось, что это защищает от болезней.
Яйца использовали в играх — например, в «битки» (ими стукались, а выигрывал тот, чье оставалось целым) и «катанки» (чье дальше укатится с горки). Прятали в траве, чтобы их находили дети (отсюда популярное в современном кино понятие «пасхалка» — спрятанное сообщение), и даже символически расплачивались ими за возможность покачаться на качелях.
На Пасху яйца освящали в храме вместе с пасками — круглыми высокими куличами. Паски украшали взбитым белком с сахаром, веточкой вербы и крашеным пшеном. Кубанский этнограф Николай Бондарь описал обычай станицы Старонижестеблиевской: выпекая паску, причмокивать — «ц-ц-цы» — чтобы хлеб поднялся повыше. Освящнными яйцами и паской разговлялись, прежде чем перейти к праздничной трапезе.
Крашенки (крашанки)
Так называются яйца, окрашенные в один цвет. На Кубани их чаще всего красили в красный, синий, зеленый и золотистый. Хозяйки получали разные цвета, используя отвары растений — и чем раньше наступало весеннее тепло, тем больше разноцветных яиц было на Пасху: например, желтый получался из коры дикорастущих яблонь и цветов бузины, а зеленый — из коры вербы, подснежников и листьев березы.
Часто на крашенки добавляются узоры в форме листьев, цветов и трав. Для этого яйцо с закрепленным на нём растением — например, веточкой петрушки — опускается в краску. Отпечаток растения, скорлупа под которым не окрашивается, образует уникальный рисунок. После этого яйцо можно протереть растительным маслом, чтобы оно заблестело.
Капанки
Это пасхальные яйца, которые украшают с помощью капель воска. В этой технике воск также служит трафаретом, запечатывая скорлупу и не давая ей окраситься. Яйцо с нанесенными каплями погружается в светлую краску, затем — с новыми капельками — в слой краски потемнее, и так несколько раз. Так капанка получается пестрой и разноцветной.
Время, которое яйцо нужно подержать в краске, на Кубани засекали, дважды читая молитву «Отче наш». В конце яйцо нагревали свечкой с боков (чтобы не лопнуло) и очищали от воска.
Писанки
В этой технике — самой древней и сложной — пасхальные яйца вручную расписываются символическими узорами. Для росписи используется специальный инструмент — писачок — резервуар для воска на деревянной ручке. Горячий воск льется из него тонкой струйкой и требует от художника высочайшего мастерства, чтобы превратиться на скорлупе в замысловатые узоры. Иногда для росписи писанок использовали также соломинки и гусиные перышки.
После нанесения узора яйцо окрашивают, а воск счищают. Каждый узор имеет значение, а сама писанка — в соответствии со смыслом своего узора — становится просьбой или пожеланием благополучия. На кубанских писанках чаще всего рисовали треугольники — символ плодородия.
В коллекции этнографа Николая Сумцова сохранились образцы писанок конца XIX века из города Темрюка Кубанской области. Все они выполнены в трех цветах: белом, красном и черном. Это сочетание цветов напоминает о двойственности мироздания, главных противопоставлениях «жизнь — смерть», «начало — конец», «свет — тьма», «добро — зло», «мужчина — женщина», которые есть суть всякого развития.
Передача традиции
Сегодня кубанские крашенки, капанки и писанки — свидетельство почти ушедшей эпохи. Материалы для этой статьи были собраны специалистами фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело». Фонд занимается сохранением и популяризацией народных традиций Кубани — проводит конкурс аутентичной хуторской казачьей песни и мультижанровый фестиваль «Александровская крепость», а сейчас готовит к открытию в Усть-Лабинске центр кубанской казачьей культуры «Казачья воля».
Смысл этой работы — найти место народной традиции в жизни современного человека. Поэтому программа фестиваля построена так, чтобы посетитель мог поучаствовать во всём, что происходит: спеть с хуторскими бабушками, вылепить глиняную игрушку под руководством гончара, приготовить кубанский борщ по рецептам станичных хозяюшек. В переводе с латинского traditio означает «передача». И фестиваль «Александровская крепость» выступает площадкой для этой передачи.
Следить за проектами фестиваля можно в «Телеграме», а на канале фестиваля в YouTube можно посмотреть видео, как красить пасхальные яйца по кубанским традициям.