Журналист портала 93.RU пришла 18 сентября на участок № 2004 в школе № 31, расположенный по адресу: ул. Песчаная, 14. Накануне оттуда распространилось видео, на котором наблюдатель от партии «Новые люди» мешает наблюдателю от партии КПРФ снимать урну с бюллетенями — он махал перед камерой руками и прыгал, чтобы закрыть телом бюллетени. На участке представитель СМИ заметила несколько нарушений, также ей мешали вести съемку.
Сначала всё было хорошо: журналиста внесли в список находящихся на участке и предоставили возможность наблюдать за тем, что происходит. Позже она заметила, как одного из избирателей вывели из участка в коридор, где нет представителей СМИ и наблюдателей, чтобы что-то с ним обсудить. Оказалось, что мужчину внесли в список голосующих на дому без его ведома — он не вносил себя сам, пришел голосовать на участок и увидел запись о том, что он надомник, в списке избирателей.
Это не прямое нарушение, однако может вызывать подозрения, поскольку значит, что список «надомников» могли составлять в обход законодательства, хотя оно строго регламентирует этот момент. Потому что в случае, когда человек не заявлял о необходимости подвезти урну, а бюллетень для него все равно выносится за пределы помещения, проголосовать за избирателя могут другие.
Кроме того, комиссия запретила наблюдательнице от КПРФ снимать на участке и всячески этому противодействовала, мотивируя это тем, что она им мешает. Это нарушение со стороны комиссии, поскольку закон наделяет наблюдателей правом съемки (п. 9 ст. 30 ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). В тот момент, когда девушка-наблюдатель расспрашивала комиссию о процедуре, на участок пришли двое неизвестных и стали отвлекать ее вопросами. Поскольку нахождение посторонних на участке не допускается, девушка уточнила у председателя их статус. По словам девушки, последняя заметила, что они тоже наблюдатели, но отказалась показывать их удостоверения. В разговоре с журналистом 93.RU мужчины также отметили, что они наблюдатели. Они громко разговаривали и отвлекали разговорами представителя СМИ, комиссия не делала им замечания и говорила, что парни никому не мешают. Посидев еще полтора часа на УИК, незнакомцы ушли и больше не возвращались.
После процедуры изъятия бюллетеней из урны и перекладывания их в сейф-пакет члены комиссии понесли списки избирателей в другое помещение. Журналист последовала за ними, чтобы узнать, что будут делать с документами, и заснять это на телефон — согласно статье п. 1.1 ст. 32 ФЗ № 20 «О выборах депутатов Госдумы», представители СМИ имеют право присутствовать при работе участковой комиссии со списками избирателей. Она намеревалась заснять, как документы складывают в сейф. Но члены комиссии, среди них председатель Елена Лагутина, зампредседателя Светлана Паринова, секретарь Таиса Дербе, а также Юлия Селедченко и другие, стали пытаться выпроводить журналистку из кабинета. Они толкали ее в плечо, трогали за руки и телефон, шумели, агрессивно разговаривали, закрывали камеру рукой и всячески мешали.
Женщины требовали прекратить съемку, ссылаясь на то, что они не хотят быть заснятыми. Тем не менее, согласно законодательству, журналист может снимать всё, что имеет отношение к избирательному процессу, и разрешение ему для этого не требуется (п. 11.1 ст. 30 ФЗ № 20 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Кроме того, он, как и любой гражданин России, имеет право публиковать видео с лицами других людей, если съемка ведется в общественном месте в публичных интересах (п. 1 ст. 152.1 ГК РФ).
Члены комиссии также каждые полминуты требовали от журналиста соблюдать дистанцию в 1,5 метра. Когда журналистка отодвигалась на требуемое расстояние, некоторые из них подходили вплотную к ее телу и плечам и требовали снова отойти на 1,5 метра, пытаясь таким образом спровоцировать и заставить ее стоять подальше от сейфа, куда складывали неиспользованные бюллетени и списки избирателей. Сами члены комиссии, делая замечания, при этом не соблюдали дистанцию, а некоторые и вовсе ходили без маски.
Женщины пытались закрыть своими телами сейф, чтобы журналист не смог его заснять. После того, как в сейф всё сложили, его опечатали, также опечатали сам кабинет.
Журналист задала вопрос секретарю комиссии о том, что она думает о нарушениях, которые приписывают членам. Секретарь ответила, что всё в порядке, а наблюдательница от КПРФ сама нарушает порядок, провоцирует и мешает им и избирателям.
Портал 93.RU сделал запрос в Избирательную комиссию Краснодарского края и попросил дать оценку попавшему на видео инциденту и действиям членов избирательной комиссии.