В центре Краснодара, на улице Ленина, 17, много лет жила семья Георгия Милонаса. Мужчина родился в двухкомнатной квартире «частички». В 1989 году он начал жить с Надеждой Пасхаловой, но брак так и не оформили. В 1992-м у пары родилась дочь Афина, через восемь лет они обвенчались. За 33 года жизни они смогли вместо старой квартиры в бараке отстроить на участке кирпичный дом. Но в августе 2022 года после тяжелой болезни Георгий умер, оставив генеральную доверенность на всё имущество Надежде, а в завещании он указал только Афину.
Дети мужчины от первого брака — судья из Анапы Илона Милонас и судья из Горячего Ключа Пантелей Милонас — не согласились с таким положением дел. Они обжаловали завещание и написали заявление на Надежду Пасхалову. В итоге 60-летнюю женщину приговорили к 1,5 года колонии за якобы мошенничество при продаже машины.
Рассказываем, как кубанские судьи повернули борьбу за наследство в свою сторону, отправили в колонию вдову и посмертно признали своего отца невменяемым.
Что случилось?
Надежде Пасхаловой 60 лет, в 2022 году она потеряла «гражданского» мужа, с которым прожила 33,5 года. У мужчины была неоперабельная опухоль головного мозга. Для Георгия это был третий брак, от предыдущего у него осталось двое детей: Илона и Пантелей Милонасы. Дочь работает мировой судьей в Анапе, сын — мировым судьей в Горячем Ключе. Раньше они оба были помощниками судей в Краснодарском краевом суде.
— Я обращаюсь к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. Меня зовут Пасхалова Надежда Александровна, я проживаю в городе Краснодаре. У меня умер гражданский муж, с которым я была венчана. Прожили мы с ним 33,5 года. Сейчас дети от первого брака во главе с их мамой — доверенным лицом сфабриковали на меня уголовное дело, — говорится в заявлении Надежды к Бастрыкину.
Она рассказала, что Илона и Пантелей обвинили ее в мошенничестве из-за продажи автомобиля Toyota, который женщина, как она утверждает, купила за свои деньги. Машина была оформлена на Георгия, но у нее была генеральная доверенность на распоряжение всем имуществом. Надежда признаётся, что неправильно оформила договор купли-продажи, не указав в нём слова «по доверенности». Но настаивает, что суть от этого не меняется, потому как доверенность всё равно есть. Автомобиль в итоге продали за 2 миллиона рублей. Сделали это еще при жизни Георгия.
В итоге на Надежду возбудили уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Второй эпизод этого дела — снятие 18 000 рублей с карты покойного мужа.
— Этим я, оказывается, нанесла непоправимый материальный ущерб детям от первого брака, которые для достижения своей цели пытаются сделать отца невменяемым, так как завещание он написал в 2017 году. В 2020 году он переоформлял права на управление автомобилем. До апреля 2022 года ездил на машине, то есть был нормальным. Одна надежда только на вас, в Краснодаре меня никто не слышит, да это неудивительно. Очень вас прошу взять дело на контроль, — обратилась Пасхалова к Бастрыкину.
Дом построили сами
Георгий Милонас всю жизнь прожил в части дома на улице Ленина, 17. Он работал в советском овощном магазине для пенсионеров, а после закрытия остался без работы. С 2000 года мужчина больше нигде не работал — у него начались проблемы со здоровьем. Семью обеспечивала Надежда Пасхалова, об этом все соседи по участку рассказали журналистам Альфа News.
В начале нулевых семья получила еще одну квартиру, соседнюю, и решила расшириться. Мать Надежды продала свой дом в Лабинске, а все деньги передала дочери. В итоге за семь лет Милонасы смогли построить капитальный кирпичный дом на месте старых деревянных бараков, в которых жили.
У Георгия были сахарный диабет и проблемы с давлением, поэтому до конца жизни он больше не работал, а следил за стройкой и бытом. Соседи говорят, что он всё время был дома и жил за счет жены и дочери. Как утверждает Пасхалова, даже без работы мужчина помогал материально детям от первого брака — за счет жены. Какое-то время они даже жили вместе в доме на улице Ленина.
— Я не хочу сказать, что он вообще ничего не делал, это было бы неправдой. Конечно, он мне помогал, возил меня везде, товар возил (Надежда торговала на Вишняковском рынке. — Прим. ред.), — вспоминает Пасхалова.
Теперь же дети от первого брака хотят получить часть дома. Хотя Надежда считает, что строила его преимущественно за свой счет, поэтому их требования незаконны.
Болезнь и смерть
В 2018 году Георгий сильно заболел, в 2022-м у него обнаружили онкологию. В марте 2022 мужчина начал слабеть и жаловаться на плохое самочувствие. Было решено продать машину для лечения, потому что нужно было ездить в больницу в Санкт-Петербург. В мае того же года Георгий оформил на Пасхалову генеральную доверенность на случай, если ему станет еще хуже.
Примерно в то же время в жизни семьи появилась его бывшая жена Анна — мать Илоны и Пантелея. Она настояла провести психиатрическую консультацию и лечь в больницу, якобы там поправят здоровье. Мужчина согласился, но вскоре его выписали из-за проблем с сердцем. Его госпитализировали в ККБ № 1, где нашли опухоль мозга.
Мужчина скончался 22 августа 2022 года, похороны за свой счет организовали Надежда и совместная дочь Афина. Адвокат семьи Сергей Пидшморга рассказал 93.RU, что это подтверждают имеющиеся чеки.
Уголовное дело и гражданский иск
В завещании Георгий Милонас указал свою дочь Афину. Семья считает, что таким образом он хотел обезопасить Надежду — понимая, что брак официально не заключен, он хотел обеспечить женщину жильем до конца жизни. Однако сразу после смерти мужчины Илона и Пантелей подали иск и потребовали включить их в наследство и отдать им по 1/6 дома.
Помимо этого, они инициировали в отношении Надежды уголовное преследование по статье 159 УК РФ, поскольку, по их мнению, нужды в продаже автомобиля не было, а следовательно, он должен был быть включен в наследственную массу.
Чтобы признать завещание недействительным, действующие судьи Анапы и Горячего Ключа провели посмертную психолого-психиатрическую экспертизу отца. Делали ее в той же больнице, где какое-то время лежал Георгий по настоянию бывшей жены. В итоге эксперты признали мужчину невменяемым, хотя еще в феврале 2022 года, за полгода до смерти, он лично судился с соседкой (карточка этого дела есть на сайте Ленинского районного суда). Это говорит о том, что он отдавал отчет своим дествиям.
Дело нужно было передать в другой регион
Адвокаты считают, что дело надо было передать в другой субъект, так как истцы — действующие кубанские судьи. В распоряжении редакции 93.RU есть независимая посмертная психолого-психиатрическая экспертиза, которую Пасхалова с дочерью сделали в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского». Вот несколько тезисов оттуда:
изложение анамнеза в исследовательской части плохо структурировано, сведения представлены выборочно, неполно, нарушен их хронологический принцип, отсутствуют ссылки на источники информации, вследствие чего возникают принципиальные противоречия и что в совокупности вызывает сомнения в объективности;
обилие «технических ошибок», неточности, пропуски слов в экспертном заключении создают впечатление о небрежности его исполнения;
психолог на основании приведенных данных материалов дела не провел никакого анализа, <…> психологом не проанализирована динамика изменения когнитивных функций.
В итоге специалисты центра Сербского пришли к выводу, что «заключение комиссии экспертов № 77 от 02.02.2024 комплексной посмертной психолого-психиатрической экспертизы в отношении Милонас Г. П., составленного в ГБУЗ Краснодарского края „Специализированная клиническая психиатрическая больница № 1“, не может рассматриваться как удовлетворяющее положениям статьи 8 Закона „О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ“, содержащей требования относительно объективности, всесторонности, полноте и научной обоснованности экспертных исследований».
Взяли под стражу в зале суда
Судья Ленинского районного суда Роман Жмёткин в марте 2024-го встал на сторону детей от первого брака и взыскал в их пользу по 1/6 дома. Также он постановил выплатить Илоне и Пантелею почти по 1,5 миллиона рублей каждому.
По уголовному делу судья Первомайского районного суда Анна Артюхова 1 октября признала Пасхалову виновной. Женщину приговорили к 1,5 года колонии и взяли под стражу в зале суда.
— Обязательным условием должен быть факт того, что умерший возражал против продажи автомобиля. То есть нужно хоть какое-то доказательство, что он возражал. Но таких доказательств в деле нет. Мы спрашиваем у потерпевших, а с чего вы решили, что он был против продажи? Они говорят: «Мы исходим из того, что объективной нужды продавать автомобиль не было». Но как не было? У него на тот момент диагностировано смертельное заболевание, ему требовалось дорогостоящее лечение, — объяснил журналисту 93.RU адвокат Сергей Пидшморга.