Обычный субботний вечер в небольшом поселке Афипском, в основном состоящем из частного сектора, который разбавляют советские многоквартирники. Местные подтягиваются к поселковому Дому культуры. Днем из открытых окон тут звучат детские песни. По ступенькам внутрь здания советской постройки вереницей тянутся родители, которые ведут детей на творческие кружки и спортивные секции. А по вечерам это место притягивает молодых людей, местных и приезжих. Всё-таки, говорят местные, «центр притяжения». Еще его называют не иначе как новым центром. Хотя географически он находится на окраине поселка.
7 сентября, спустя пару часов после наступления темноты, обычное место встречи молодежи станет полем для массовой драки. Сюда с мигалками потянутся машины полиции и скорой помощи. Еще спустя два часа, ближе к полуночи, местные услышат автоматные очереди (после выхода данного текста ГУ МВД России по Краснодарскому краю выступило с заявлением об опровержении стрельбы). А затем начнутся облавы и задержания. В полицейский участок сразу доставят 43 участников потасовки. Позже их количество вырастет до 54. СК возбудит уголовное дело, а 12 человек отправятся отбывать административный арест.
Такого, говорят местные, в поселке, который они называют не иначе как «самым многонациональным», не было «уже лет двадцать». С одной стороны в драке участвовали местные, с другой — приезжие кавказцы, строители с Афипского НПЗ.
Журналист 93.RU Никита Зырянов и фотограф издания Дарья Паращенко отправились в Афипский, чтобы понять, как и почему маленький поселок вдруг стал центром одной большой проблемы. Они поговорили с местными жителями разной национальности. Все их истории объединяет одно — жалобы на приезжих, которые уже полтора года «не дают им нормально жить».
Герои этого текста обезличены, чтобы не добавлять им проблем сверх уже существующих.
После драки
Спустя два дня после массовой драки «новый центр», да и весь населенный пункт в целом, для приезжего предстанет совершенно обычным поселком. Тихим, возможно, даже скучным. Таких в Краснодарском крае множество. Единственное, что вызывает подозрение, — на детских площадках с детьми гуляют по большей части мужчины. Либо же они сопровождают женщин с детьми. А из обрывков фраз прохожих порой можно услышать слова «драка», «приезжие», «кавказцы». Да и взгляды, которыми местные смотрят на этих самых «приезжих», можно охарактеризовать как «настороженные».
Согласно данным Краснодарстата (на 2023 год), в Афипском живут 23,5 тысячи человек. Всего в Северском районе проживает около 120,9 тысяч человек. 115 тысяч, согласно данным переписи населения, указали национальность «русские». Еще около 5 тысяч человек разной национальности распределены по всему району. Большая часть — это армяне. Затем идут украинцы, греки, грузины, татары, езиды, ассирийцы, курды, белорусы. Но это всё местные жители. Приезжими же называют тех, кто приезжает в район и сам поселок на работы. В основном строительные.
Причина таких настороженных взглядов местных — на поверхности. Никто этого не скрывает. Женщина, гуляющая с ребенком и мужем через дорогу от Дома культуры, рассказывает журналисту 93.RU, что «приезжие пытаются установить здесь свои порядки». И местных они «совершенно не уважают».
На вопрос, в чем именно это выражается, она говорит так:
— Сама проблема появилась год или даже полтора назад. Когда местный НПЗ стал расширяться. В городе появились кавказцы. Вон та площадка у Дома культуры, — она вытягивает одну руку в сторону немноголюдной площади, а второй — продолжает держать маленького ребенка. — Она превратилась… я не знаю, как это сказать. Они там собираются толпами. Пьют, матерятся, мусорят. Если какая девушка проходит мимо, то с ней агрессивно пытаются познакомиться. Преследовать. Это страшно. И от них никак не отделаться. Девушки говорят, что они замужем, что у них семья, дети… Но этим просто всё равно.
Афипский нефтеперерабатывающий завод основан в 1963 году в поселке городского типа Афипский Северcкого района Краснодарского края. Первой продукцией предприятия были бензин А-66 и дизельное топливо. В середине 90-х годов его перепрофилировали под переработку нефти. В 2010 году Афипский НПЗ перешел в управление компании «НефтеГазИндустрия». Он является одним из самых крупных нефтеперерабатывающих производств на юге России. Неоднократно его признавали победителем краевых и всероссийских конкурсов, в том числе «Российская организация высокой социальной эффективности».
С мая 2019 года ООО «Афипский НПЗ» управляется АО «ФортеИнвест» Саида Гуцериева (входит в группу «САФМАР»). Генеральный директор ООО «Афипский НПЗ» — Алексей Владимирович Сидоров. Он также работал в ОАО «НК „Роснефть“», ОАО «Зарубежнефть» в Боснии и Герцеговине. В должности главного энергетика трудился на АО «НПЗ Брод» до 2016 года. С 2016 по 2019 год занимал должность технического директора АО «Краснодарский НПЗ — Краснодарэконефть». В 2019 году возглавил это предприятие. До 2021 года являлся генеральным директором АО «КНПЗ-КЭН».
«Потому что могут»
Площадь, на которую указывает женщина с ребенком, представляет из себя прямоугольник, который окаймляет ряд лавочек. Именно около них собираются компании местных и приезжих.
Окружают этот пятачок кирпичные советские девяти- и пятиэтажки, построенные в конце 70-х — начале 80-х годов, если верить датам, которые выложили из красного кирпича при строительстве дома. Около одного из многоквартирных домов находится детская площадка. На ней — две молодые мамы.
— Буквально до всей этой драки нас с подругой преследовала черная посаженная машина. Они хотели с нами познакомиться. Я говорю, что у меня муж, дети, отстаньте от нас. Они минут 10 за нами ехали. Да и в целом неуважительное поведение. Они гоняют тут на больших скоростях, включают музыку на всю по ночам. Мусорят. На замечание отвечают в лучшем случае «заткнись, дура». А вот в этом доме у нас полицейский участок находится, — показывает женщина в сторону ближайшей девятиэтажки. — Там всего два человека работают. Их просто физически не хватает. Недавно кавказцы просто перекрыли дорогу на своей машине. Вот встали на перекрестке у Дома культуры. Почему они это сделали? Потому что могут, наверное. А кто им что сделает? Просто безнаказанность.
Другая девушка, которая идет мимо, делится с журналистом 93.RU своим опытом общения.
— Со мной пытался познакомиться кавказец, пришел в магазин — я тогда еще работала кассиршей. Пришел, говорит: давай свой номер. Я отказала: у меня муж, два ребенка. После этого он просто кинул в меня деньги за продукты, которые покупал. Еще от одного мы убегали с подругой. Он просто шел за нами по темной улице. Был случай, когда человеку просто не понравилось, что в магазине нет нужного ему безлактозного молока. Он тоже кинул в девочку, которая сидела за кассой, продукты и деньги. Это не единичный случай. Наверно, каждая девушка или женщина здесь сталкивалась с таким. Они просто не уважают нас. Тех, кто живет здесь всю свою жизнь.
Часть девушек, с которыми удалось поговорить, заявила, что не обращались в полицию, потому что «не видят в этом смысла».
— А что они сделают? Их мало. Это просто бесполезно. Если бы полиция работала, этого бы вообще не случилось. Ну и они сами всё видят прекрасно. Полицейский участок находится в доме напротив от Дома культуры, где устраивали заезды, громко играла музыка, где мусорили, приставали к девушкам, собирались большими группами. Они всё это прекрасно видят и знают. Но ничего не делают.
«Люди устали молчать, понимаете?»
За день до массовой драки на улице Пушкина, которая проходит через большую часть поселка и упирается в Дом культуры, избили молодую пару, говорят местные жители. Но здесь версии расходятся. Кто говорит, что пара сама виновата, мол, пьяными нагрубили двум прохожим кавказцам. Другие говорят, что приезжие просто напали на девушку и парня. Да и количество «нападавших» постоянно меняется — от двух до пяти. Так или иначе этот случай и послужил поводом для массовых волнений.
— Люди просто устали молчать, понимаете, — говорит коренастый мужчина, пришедший встречать свою жену и ребенка с работы в одну из торговых точек на улице Пушкина. — Я всегда говорил и буду повторять: дело не в национальности. Я сам грек. Здесь рядом армяне, там русские, там ассирийцы. Но мы все живем вместе. Есть мелкие конфликты, но где их нет. Как приехали эти, с год назад, началась какая-то жесть. Мне натурально боязно за жену, которая вечером с работы возвращается. Хотя тут идти всего ничего — пару кварталов. И главное — они делают тут что хотят.
После этих слов мужчина ненадолго замолкает и продолжает:
— Прошлой зимой я с приятелем заступился за паренька, которому давал пощечины кавказец. Вот тут недалеко это было. Слово за слово, а потом он вырубил моего друга, а потом меня кинул об асфальт. Он, как я потом узнал, КМС по борьбе… После этого я несколько месяцев в больнице лежал и в себя приходил после этого.
В этот момент мимо по улице Пушкина проезжает заниженная черная «Приора», из салона которой громко играет музыка. На нее неодобрительно смотрят несколько прохожих. Звуки музыки и мотора еще слышны какое-то время, а затем умолкают за поворотом.
«Впервые за 15 лет увидели начальника полиции»
После массовой драки в поселке Афипском местные власти ограничились небольшой заметкой в телеграм-канале администрации Северского района.
— Конфликт произошел на бытовой почве, поссорились из-за девушки. После поступления сигнала о происшествии на место прибыли наряды полиции, драка остановлена. В настоящий момент все разошлись. В медицинские учреждения никто из участников конфликта не обращался, в полицию заявлений тоже не поступало. Также добавим, что полиция зафиксировала активных участников конфликта, 8 сентября всех их опросят, по результатам будет принято процессуальное решение, — говорилось в заявлении.
На следующий день в том же самом Доме культуры чиновники провели собрание с жителями. На собрании, по словам поселковых, чиновники в основном молчали, выслушивая критику в свой адрес.
О чем говорили на собрании?
— Это всё случилось в ответ на то, что происходило ранее. В ответ на бездействие исполнительной власти. Вы понимаете, по улицам ходят девушки молодые. Наши сограждане или приезжие из республик зарубежных пристают к этим девочкам, девушкам. Тычут им в лицо телефонами с голыми женщинами. Я отец, если с моей дочерью что случится, что мне делать? Я, наверное, что-то с ним (обидчиком ребенка. — Прим. ред.) пойду сделаю. А потом я сяду, так? Вы мне скажите, что мне делать в этой ситуации. Моя дочь ходит в этот ДК и возвращается вечером домой. Ваши представители ходят здесь по вечерам?
— Только месяца два назад мы впервые за 15 лет увидели начальника полиции поселка Афипского. Он пришел сам и привел два или три участковых. Сейчас уже и тех участковых нет. Это что за перевалочная база, в которой сотрудники не задерживаются. И к ним обращаться бесполезно.
— Где-то полгода назад у нас была семейная проблема. Дочка гуляла с парнем, два дагестанца напали, избили парня, он потерял память. Мы сами поехали их искать, нашли. Передали все данные в полицию. Сейчас дело закрыто. У нас доводят людей, что мы будем собираться и их вылавливать.
Эти и другие вопросы местные жители задают главе поселковой администрации Юлии Вакуленко. С 2018 года она — заместитель главы поселка. После выборов, которые прошли 7 и 8 сентября (аккурат в дни массовых волнений), она стала руководителем администрации.
По словам местных жителей, к людям, которые задавали вопросы во время встречи в местном ДК, затем пришли сотрудники полиции.
— Не вижу в этом ничего криминального, — объясняет журналисту человек, связанный с системой МВД Северского района. — Если человек заявляет что-то на всеуслышание, конечно, его вызовут на опрос, чтобы прояснить проблемные моменты.
На вопрос, хватает ли людей для работы в полиции, спикер отвечает:
— Вы и сами прекрасно знаете. Конечно, не хватает. Понимаете, тут и наших местных бедокуров хватает. Вот появились еще и приезжие. Сложно, в общем.
«Продавят нас — будут здесь свои правила устанавливать»
Человек, который «занимается патриотическим воспитанием молодых людей в поселке», рассказывает журналисту 93.RU, что несколько десятилетий в Афипском не было никаких драк на национальной почве.
— Эти люди, которые приехали, естественно, себя показывать будут. Если они нас, местных, продавят, значит, будут они здесь свои правила устанавливать. Всё просто. Я подобного не видел лет 20–30. Здесь постоянно драки были, на национальной почве. Но тогда на весь поселок всего два фонаря было. Один на ДК, другой — на вокзале. Но сейчас мы живем в другое время. Но это эхо 30-летней давности возвращается.
«Я просто гулял с собачкой»
Журналист портала 93.RU поговорил с одним из участников потасовки. Это высокий и жилистый мужчина в спецовке. Он разрешил нам публиковать его имя и фамилию, но делать мы этого не будем.
— Я просто гулял с собачкой, — говорит мужчина, широко улыбаясь. — А если серьезно, то это следствие событий на улице Пушкина. Я сам не знаю и не видел пострадавших, но прошла информация, что пятеро избили парня и девушку. Да и если собрать все происшествия на этой почве, ну, это было ожидаемо.
На следующий вечер после случая на Пушкина — 7 сентября — перед зданием Дома культуры собрались люди, местные и приезжие.
— Насколько мне известно, перед ДК начали собираться приезжие. Когда там уже стояло с десяток машин, подтянулись и мы. Один из наших попробовал решить конфликт «полюбовно». Ну то есть раз на раз. Не получилось. Ну и понеслась. Первыми били не мы. Сходились три раза. После первого мы пытались поговорить. Не получилось. Началась вторая сходка. На место приехали полицейские, пытались это остановить. Затем началась третья, самая активная.
Завершилась драка, когда приехали дополнительные силы полиции.
— Они начали растаскивать дерущихся. Уговаривать их уйти. Потом начали кричать вот эти речевки: «Один за всех, и все за одного». Никто не знает, кто их начал запевать. Я, наверное, могу назвать этих людей провокаторами. У нас подобного и в мыслях не было.
Местные говорят, что во время драки стреляли в воздух. Люди слышали как минимум две очереди (после выхода данного текста ГУ МВД России по Краснодарскому краю выступило с заявлением об опровержении стрельбы). По словам одного из участников, на место дополнительно приехали наряды ДПС и Росгвардия. Чтобы не провоцировать дальнейший конфликт, обе стороны начали расходиться.
— После этого начались облавы по поселку. Все же начали уходить с площади перед ДК. К счастью, никто серьезно не пострадал. Мы здесь первые, кто дал отпор.
Что говорят официальные лица?
Мы поговорили с главой поселка Юлией Вакуленко. Она согласилась ответить на некоторые наши вопросы.
— Мы знаем, что был конфликт с молодой парой, мы знаем, что была драка. Сейчас ведется следствие. Как оно завершится, всю информацию мы обязательно донесем населению. Сейчас у нас усилено патрулирование, ежедневно проводятся мероприятия, в том числе с участием администрации поселения. Мы не хотим дальнейшей эскалации конфликта. Они никому не нужны. Если конфликты будут появляться, мы будем стараться их урегулировать. Мы прикладываем все усилия, чтобы такого не было.
На остальные вопросы она пообещала ответить в рамках официального запроса в течение дня. Мы направили журналисткий запрос в администрацию. Как только придет ответ, мы его опубликуем.
На звонок в Афипский НПЗ по телефону, который указан на сайте предприятия, никто не ответил.
Напомним, портал 93.RU писал, что после драки перед поселковым Домом культуры в полицейский участок на опрос доставили 43 человека.
Позже полиция сообщила о 54 участниках драки, которых доставили в отдел. В итоге были задержаны 12 человек. Причем 11 — это работники «местного предприятия», приезжие из соседних республик. Один из мужчин проходит по уголовному делу о хулиганстве.
Двенадцатый задержанный — местный житель Роман Головко, представитель местного казачества. СМИ пишут, что он является членом ультраправой «Русской общины». Однако товарищи Головко утверждают, что они никак не связаны.
— Мы и эта организация идем разными путями. Они, пути, не пересекаются.
10 сентября стало известно, что суд арестовал уроженца Шелковского района Чеченской республики: он проходит по уголовному делу о хулиганстве, которое возбудил СК после драки.
Мы связались с официальным представителем Чеченской республики в Краснодарском крае Сайдом-Хусейном Хамзатовым. В беседе с журналистом он рассказал, что произошедшее в Афипском — это «исключительно бытовой конфликт», в котором участвовали граждане России.
— Это был исключительно бытовой конфликт, участникам которого были граждане России. Все люди, которые в нём замешаны, будут отвечать перед законом в рамках действующего законодательства. Все понесут наказание, вот и всё. От себя отмечу, что в Чечне успешно работает программа духовно-нравственного воспитания. Чтобы упредить такие конфликты в первую очередь, надо работать родителям. Аналогичную работу проводить в школах и обществу в целом. Эта наша родина, и нам нужна великая Россия, а нашим врагам — потрясение. Так говорил Столыпин.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во ВКонтакте.