Ночью в среду, 3 мая 2006 года, под Сочи в Черное море в 6 километрах от берега рухнул самолет Airbus A-320. Рейс авиакомпании Armavia летел из Еревана на курорт. Погибли 113 человек, из которых 8 членов экипажа.
Эта авиакатастрофа стала крупнейшей в Армении и первой в России с участием Airbus. Сразу появились различные версии случившегося: ошибка пилотов, попадание в смерч и даже захват заложников.
Портал 93.RU вспоминает, что произошло 3 мая 2006 года в небе под Сочи.
Плохая погода и возвращение в Ереван
В ночь на 3 мая 2006 года из аэропорта Еревана в Сочи вылетел рейс авиакомпании Armavia. Судно Airbus A-320 выпустили в 1995 году, а в 2004-м его купили армянские авиалинии. На борту находились 105 пассажиров и 8 членов экипажа.
Самолетом управлял командир воздушного судна, 40-летний Григор Григорян, который работал в компании чуть меньше двух лет. Ранее он летал на Ан-2 и Як-40, на А-320 он налетал 1436 часов. Вторым пилотом был 29-летний Арман Давтян, налетавший более тысячи часов на Airbus. Также в тот день работали пять бортпроводников: Марина Асратян, Лусине Геворкян, Анаида Абелян, Роман Шелеметьев и Армен Арутюнян и авиамеханик Николай Хачатрян.
Полет проходил штатно, время в пути составляло около часа. Через 23 минуты после взлета, в 01:10, диспетчер из Сочи передал экипажу сводку погоды: видимость ниже минимума, облачность. В тот день курорт накрыл холодный фронт, шли непрерывные ливни.
Минимальная вертикальная видимость для аэропорта Сочи (Адлера) — 170 метров, горизонтальная — 2500 метров. Только при соблюдении этих условий на аэродром можно садиться. В 01:10 3 мая 2006-го горизонтальная видимость была 2000 — значит, садиться нельзя.
Когда диспетчер сказал, что погода не позволяет садиться, топлива оставалось на час полета. Сначала пилоты предложили подождать и покружить в небе, однако диспетчер передал, что по прогнозу в ближайшие два часа ситуация не улучшится. Рейс решил вернуться в Ереван.
На борту депутаты
Через 15 минут после этого, когда самолет уже находился в зоне ответственности Тбилиси, экипаж вновь связался с Сочи и попросил указать погоду. Ожидая результатов, пилоты сообщили, что у них на борту депутаты. Однако это было неправдой — по данным эксперта по компьютерной реконструкции авиапроисшествий Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики КГУ им. Циолковского Игоря Зырянова, экипаж намеренно дезинформировал диспетчера, чтобы сесть в Сочи.
Диспетчер ответил, что видимость позволяет сесть в Сочи — погода была на пределе, но соответствовала нормам. Капитан Григорян принял решение развернуться обратно в Сочи, установив автопилот на режим descent mode — автоматическое снижение. Спустя какое-то время летчик сменил режим на open descent, потому что самолет снижался слишком медленно. В этом случае судно игнорирует все ограничения по высотам и скоростям в зоне подхода к аэропорту и снижается до заданной пилотами высоты.
Пока самолет летел в Сочи, диспетчеры информировали, что высота слишком большая — есть вероятность проскочить поворот на посадку. Так и получилось, поэтому пилотам пришлось разворачиваться на нужный курс. В это время нижний край облачности спустился до 160 метров, погода снова не позволяла садиться. Эта информация вызвала бурную реакцию экипажа: в течение трех минут они ругались на диспетчера между собой.
Несмотря на предостережения, пилоты продолжили снижение и самолет сам вышел на посадочный курс, выпустились закрылки. Погода снова улучшилась и позволяла садиться, самолет шел по заданной траектории и готовился к посадке. Диспетчер подтвердил: погода в норме, до полосы оставалось 10 километров, посадка разрешена.
Психологический ступор
Спустя минуту диспетчер снова вышел на связь и сообщил, что нижний край облачности опустился до 100 метров при норме 170, поэтому нужно брать вправо и набирать высоту. В этом случае экипаж должен сделать стандартные действия: дать двигателям взлетный режим, убрать закрылки на одну ступень, убрать шасси и начать набирать высоту. Летчики этого не сделали. На высоте 340 метров самолет переводится в горизонтальный полет и поворачивает вправо, действий по уходу на второй круг экипаж не выполняет, поэтому самолет не может перевестись на нужный режим. Дальнейший полет и набор высоты проходит в посадочной конфигурации, шасси остаются выпущенными.
Вместо положенных 600 метров экипаж ошибочно выставляет высоту 3200 метров и активирует режим open climb — самолет начинает резко набирать высоту, задирается нос. Из-за того, что самолет круто летит вверх, скорость падает. Звучит сигнализация «скорость» — надо срочно давать тягу двигателям, что экипаж и делает. Самолет ведет себя штатно, но задранный нос и сигнализация вынуждают командира выключить автопилот. Делать это было ошибкой.
Экипаж уменьшает высоту на панели до 2000, но автопилот не снижает машину — к тому моменту он уже отключен. Экипаж попадает в психологический ступор. Далее пилоты полностью взяли ручной режим, отклоняя свои штурвалы в разные стороны — это категорически запрещено. Самолет начинает набирать скорость, звучит сигнал о резком сближении с землей, поэтому сигнал о двойном пилотировании не срабатывает.
Самолет начинает лететь ровно, но со снижением — прямо в воду. Из-за несогласованных действий пилоты так и не смогли начать набор высоты, и судно рухнуло в море — погибли 113 человек
Упорное желание сесть в Сочи
Самолет исчез с радаров в 02:15. Уже через три минуты началась спасательная операция, по сигналу «Тревога» замерилась погода. Из-за шторма в воздух не удается поднять вертолеты, а маленькие судна не могут выйти в море. Только через два часа корабль МЧС «Валерий Замараев» нашел место крушения.
Черное море считается мелким, но как раз у берегов Сочи есть впадина глубиной 400 метров. Обломки находились именно там. С самого начала поисково-спасательная операция осложнялась плохой погодой: дул сильный ветер, шел ливень, в море был шторм.
— Первопричиной было упорное желание сесть в Сочи. В Армении в те времена были очень большие проблемы с керосином. Поэтому все самолеты, прилетая в Сочи, Ростов, Москву и так далее, заправлялись по максимуму, — говорил один из бортинженеров Ту-154 сразу после трагедии.
Первые тела нашли через несколько часов в районе устья реки Мзымта. В спасательной операции участвовали десятки судов МЧС и других ведомств. Из Еревана спецрейсами начали перевозить журналистов и родственников погибших.
Утром 3 мая спасатели обнаружили крупный фрагмент хвостовой части самолета. Следователи возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Версии событий
Эксперты сразу предположили, что причиной катастрофы стали плохие метеоусловия. Одной из версий называли смерч, хотя метеорологи сразу отвергли этот вариант. Большинство погибших, тела которых извлекли из воды в первые часы после трагедии, были без спасательных жилетов — значит, всё произошло внезапно и очень быстро.
Еще одной возможной причиной сразу назвали ошибку пилотов: при повторном заходе на посадку диспетчер указывал другую полосу, поэтому экипажу пришлось перепрограммировать посадку. Именно в это время пилоты могли в спешке ошибиться. Представители авиакомпании отвергали эту версию, заявляя, что самолетом управляли опытные летчики.
Наблюдая за маневрами (разворот на Ереван, возвращение на прежний курс, несколько попыток сесть), эксперты предполагали, что у самолета могло закончиться горючее.
Конечно же, не обошлось и без конспирологических теорий: якобы кто-то из очевидцев на земле видел взрыв. Некоторые утверждали, что на борту поссорились криминальные авторитеты и компания сына высокопоставленного армянского чиновника. Выяснение отношений переросло в перестрелку, поэтому пилоты оказались в заложниках.
Один из черных ящиков нашли только 22 мая, а расследование завершилось в феврале 2007 года.
Официальная версия МОК
Через год Комиссия по результатам расследования катастрофы (МОК) пришла к выводу, что самолет был технически исправен, внешних воздействий на него не было. Топлива тоже было достаточно, разрушения самолета в воздухе не было — всё произошло от столкновения с водой. Пилоты были достаточно квалифицированы и перед рейсом более 24 часов отдыхали дома:
— По представленным данным, предполетный отдых экипажа перед вылетом в аэропорт Сочи составил более 24 часов в домашних условиях. Однако внутрикабинные переговоры экипажа свидетельствуют о его невыспавшемся состоянии, что могло повлиять на исход полета. Полет проходил в ночное время, когда вероятность совершения ошибки наиболее высока.
Ошибок в работе диспетчеров Сочи не нашли: они своевременно передавали информацию о сложных погодных условиях. При этом комиссия отметила, что эмоциональная реакция экипажа на изменение погоды была негативной и «могла привести к повышению психоэмоционального напряжения членов экипажа на заключительном этапе полета».
В заключении сказано, что экипаж потерял контроль положения самолета на фоне повышенного психоэмоционального напряжения. Продолжающиеся неадекватные действия КВС сделали ситуацию катастрофической, это также произошло из-за отсутствия контроля второго пилота.
Таким образом, официальной причиной авиакатастрофы назвали ошибку экипажа. Авиакомпания Armavia не согласилась с итогами расследования и назвала их преждевременными.
Что известно о пассажирах
Среди 113 погибших было 85 граждан Армении, 26 граждан России, женщина из Украины и мужчина из Грузии. В том числе на борту находилось шестеро детей. Никаких депутатов, о которых, предположительно, говорил экипаж, не было.
Самым известным пассажиром был 32-летний Артур Тумасян, игрок команды КВН «Новые армяне», сценарист, создатель и продюсер шоу Comedy Club на ТНТ.
По словам друзей, Тумасян был душой компании, много и напряженно работал. Перед гибелью он был в Ереване, где помогал отцу готовиться к переезду в Америку. В ту роковую ночь впервые решился полететь на самолете — он больше всего в жизни боялся этого вида транспорта. Но нужно было срочно вернуться на курорт, где его ждала жена Юлия.
Тумасян играл в команде КВН вместе с Гариком Мартиросяном. Артист часто оставался за кадром, потому что занимался написанием сценариев.
Также среди погибших были:
61-летний генерал-майор Госбезопасности, бывший председатель КГБ Армянской ССР, первый руководитель спецслужб Армении Усик Арутюнян. В последние годы жизни возглавлял филиал российской компании «Закнефтегазстрой-Прометей»;
сын бывшего министра национальной безопасности Армении Арам Петросян;
бывший руководитель гражданской авиации, экс-директор Armavia Вячеслав Яралов. Он летел с супругой Сусанной Халаджян на похороны тещи;
криминальный авторитет Бениамин Хачатрян по прозвищу «Бено Ростовский»;
директор VIP-службы аэропорта «Звартноц» (Ереван) Альберт Азарян.
Именно из-за них появилась версия о криминальных разборках на борту — якобы некоторые пассажиры звонили родственникам незадолго до трагедии и сообщали о стрельбе. Напомним, МОК это опроверг.
Оператор Общественного телевидения Арман Гарибян вспоминал, что, узнав о катастрофе, сразу прилетел в Сочи. Он вместе со спасателями собирал с моря останки людей, затем их отвозили в ангар для установления личности. Рядом находились родные и близкие погибших.
— У людей, убитых горем, на руках были фотографии детей, родных и близких и венки, которые они должны были пустить в море. У меня тряслись руки, но надо было снимать и, несмотря ни на что, выполнять свою работу.
В 2015 году в Армении вышла мелодрама «Прерванный полет», основанная на реальных событиях.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».