Трамвай проезжает мимо старого кирпичного дома, у которого отсутствует части крыши и пятого этажа. Любопытные взгляды пассажиров провожают аварийное здание на улице Клинической. Вечером 24 мая здесь случился взрыв, предположительно, газа. Пострадала одна женщина — жительница квартиры, где всё произошло.
Власти сразу же приступили к ремонту, пообещав восстановить дом и пострадавшие квартиры. Вот только всё пошло не совсем по плану. Из-за некачественных работ пострадали остальные жильцы дома на Клинической. Их квартиры топит, на кондиционеры и в окна летят камни, а бесконечный шум мешает нормально отдыхать.
Журналистка портала 93.RU побывала в пострадавшем доме и поговорила с местными жителями.
Всё вздулось
После майского взрыва один подъезд пятиэтажки на Клинической полностью переселили в гостиницу «Кавказ». У многих жилье не пострадало, но жить в доме было небезопасно. Спустя полтора месяца ситуация кардинально изменилась. Рабочие демонтировали крышу и установили временную. Но, по словам местных жителей, она не смогла спасти от ливней, которые идут практически постоянно.
Из расселенного подъезда с огромными пакетами пытается выйти девушка. Она растерянно стоит под козырьком, пока перед ней в солнечный день льет как из ведра. Это строители решили спустить воду, которая накопилась в здании после ливней.
— Там уже всё, больше не сливают [воду с крыши]? — спрашивает местная жительница у соседей, которые с изумлением наблюдают за этой картиной.
Девушка приехала забрать все вещи, которые изначально оставила в целой квартире. Теперь ее жилье практически уничтожено — его затопило. Несколько раз. Когда поток воды чуть рассеивается, она, нагнувшись и прикрывшись пакетами, быстро выбегает. Все баулы отправляются в машину.
— От дождя закрывает конструкция с дырами. У женщины-соседки оценили, что ущерб причинен 50% квартиры, там одна комната пострадала. Сейчас она в гостинице, а все вещи внутри. Теперь квартиры нет, всё затопило окончательно, всё вздулось: пол и потолок, — рассказывают местные о своих соседях.
Дверь в пострадавший подъезд открыта нараспашку, вокруг ничего не огорожено. Пройти туда может любой желающий. И это несмотря на то, что там идут опасные работы. А еще в квартирах остались вещи и ценности, хоть жильцы и временно переехали в «Кавказ». Пока я поднимаюсь на пятый этаж, замечаю, что возле каждой двери лужа — вода вытекает из квартир через щели. Значит, затопило весь подъезд вплоть до первого этажа.
Цепная реакция
Елена живет на втором этаже в соседнем подъезде, и ее взрыв не коснулся. Сначала. Во время демонтажа на кондиционеры Елены прилетели камни, теперь она их не включает. Благо в городе было всего три дня жары, всё остальное время жить без них можно.
В Краснодаре 8 и 9 июля снова прошли ливни, на этот раз вода оказалась и в квартире Елены. У нее вздулся угол на потолке в одной из комнат, к счастью, дальше вода не протекла. А вот у соседей над ней ситуация хуже — у них затопило всю квартиру.
Проблемы в соседнем подъезде начались после того, как рабочие во время демонтажа уронили плиту на потолок квартиры на четвертом этаже. Там живет семья с младенцем. После этого в потолочной плите пошла трещина, ее пришлось полностью убрать. Теперь в квартире в одной комнате вовсе нет крыши.
— Это квартира с панорамной крышей, что вам не нравится, — шутят строители, которые в этот момент ходят сверху.
Хозяин квартиры Влас рассказал журналисту 93.RU, что плиту уронили примерно в середине июня. Топило через щели и до этого, но после случившегося комната вовсе превратилась в озеро. Вода из нее пошла ниже, на третий этаж, а оттуда на второй — в квартиру Елены.
— Идет цепная реакция. Люди, которые не утратили жилье, сейчас его тратят. Потом они [строители] начинают его делать, кто-то пострадает еще, потому что всё дальше идет, — объясняет Елена.
Власти Краснодара в июле заявили, что «к середине августа планируют полностью завершить восстановительные работы». Хотя у местных жителей мало доверия к такому оптимистичному прогнозу. Люди переживают, успеют ли закончить всё к зиме и будет ли у них в домах отопление. Тем более что и до взрыва у них были определенные проблемы. Например, с канализацией: время от времени во дворе появляется фекальный фонтанчик.
«У нас дом — вызывать батюшку надо. До этого топило подвалы. Говном, простите. Теперь это»
Мы переживаем, болеем и умираем
На первом этаже того же подъезде жила бабушка Лида, которой было глубоко за 80 лет. Женщина многие годы вместе с такой же одинокой соседкой растила цветы на заднем дворе рядом с трамвайными путями. Там был целый зеленый уголок, но теперь на этом месте строительный забор, тяжелая техника и стройматериалы.
Помимо уничтоженного палисадника, во время работ камни проломили кондиционер бабушки Лиды. Совпадение это или нет, но после всего произошедшего у пенсионерки случился инсульт. Женщину госпитализировали, но в больнице она умерла.
— Я не утверждаю, что тут прямая связь, но мы живые люди. Мы переживаем, болеем и умираем, — рассказывает о случившемся соседка бабушки.
Когда камни начали лететь на кондиционеры, местные жители стали звонить в администрацию Краснодара. И по общим телефонам, и в департамент строительства. Люди просили установить нормальные сетки для безопасности, потому что сейчас они есть только в одном месте. На все обращения им отвечали, что работы идут без нарушений.
— Сетки никакой нет, а они говорят — есть. Потом начало лететь с другой стороны, летели камни, я кондиционер закрыла. Мне потом ответили, что кондиционер не является предметом первой необходимости в Краснодаре, его ремонтировать не будут, — пожаловалась местная жительница.
Месяц обращений ни к чему не привел. Людей заметили только после поста о потопе в паблике «Туподар Краснодар». Уже утром следующего дня в доме была комиссия, которая осмотрела здание и квартиры. Но людям, которых нет в первом списке пострадавших, по-прежнему ничего не объяснили. Куда им идти? Как признать себя пострадавшим из-за халатности строителей и департамента строительства? Возможно ли добиться компенсаций? На это ответить никто не может.
— Еще когда кондиционер укрывала, подумала, что мне дороже: я или кондиционер? Вдруг на голову прилетит? Бросила и ушла, — объясняет Елена.
Всем параллельно
Квартира Власа, которую строители теперь называют панорамной, сразу после взрыва не пострадала. Никаких компенсаций мужчина не получил, его даже не было в списках пострадавших. Теперь, когда всё изменилось, оказалось, что помощи ждать уже не от кого.
Недавно в семье родился малыш, они сделали новый современный ремонт: две комнаты, светлые стены и ламинат, мебель на заказ. День за днем всё это теряется: сначала из-за потопов испортился ремонт, а недавно строители разбили внутренний блок кондиционера.
Мужчина пытается добиться временного переселения, потому что оставаться в квартире с младенцем как минимум небезопасно.
— Мне предложили расселиться в самом начале, но всё же было хорошо. А сейчас, когда в квартире жить уже нельзя, ко мне никто не пришел и не сказал: «А может, тебя, дорогой, переселить?» Временно дать какое-то убежище.
Сейчас Влас пытается добиться от администрации Краснодара хоть какой-то реакции. Мужчина за эти полтора месяца оборвал телефон, написал множество обращений, но ничего не произошло. Он фиксирует каждую проблему, чтобы потом было легче добиться ремонта или компенсации.
— У меня нет выхода, мне ребенка с женой здесь не оставить, мне надо ехать хотя бы в отель. Я сейчас написал заявление, жду реакции.
«В такие моменты ты понимаешь, что это может случиться с каждым. И ты остаешься один на один с этим. И всем параллельно»
Случилось и случилось
На улице возле пострадавшего подъезда говорит по телефону крупный мужчина. Местные жители говорят, что это председатель ЖСК Сергей Краснов. Он сразу начинает объяснять, что администрация — сложная структура, поэтому устроено всё внутри нее тоже сложно. А еще никто не может знать, что и где упадет при ремонте.
— У нас в соседнем подъезде квартиры, которые изначально не были признаны пострадавшими, сейчас уже в этой зоне. Подняли плиту, она сломалась. Ветер поднялся, дождь пошел, залило квартиры. Крыши же нет, — объясняет мужчина.
По его словам, и домоуправление, и администрация постоянно взаимодействуют с людьми и собирают у них жалобы. Например, когда дом топило в прошлый раз, рабочие приехали исправлять крышу посреди ночи. Впрочем, судя по результату, у них ничего не вышло.
А еще председатель считает, что ответы на обращения людей приходят мгновенно. Всё остальное зависит не от него — он информацию доводит, а дальше уже работает администрация. Из-за случившегося мужчина постоянно на месте и никуда не уезжает, чтобы быть на связи с жильцами.
— Информация доведена, кто принимает решение — это они и решат: компенсировать или нет. Многие квартиры, например, 48-я, у них там подтекало, им сказали, что нет оснований чем-то компенсировать. Случилось и случилось, — удивляется председатель.
Случилось и случилось — примерно так и отвечают людям на их обращения. Редакции 93.RU показали письмо из управления гражданской защиты от 21 июня. Это ответ на жалобу из-за подтоплений и разбитых кондиционеров. В тексте сказано, что списки пострадавших составлялись в день введения режима ЧС. Тем, кого в этом списке нет, помощь не положена. В случае несогласия это решение можно оспорить в суде. А пока что поживите в затопленных квартирах.
Портал 93.RU направил запрос в администрацию Краснодара, чтобы узнать, как помочь людям.