В начале декабря 2022 года в Горячем Ключе сгорел дом члена Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрея Панюшкина, из-за пожара активист и его семья лишились единственного жилья и имущества. В МВД возбудили уголовное дело о поджоге, но установить лицо, причастное к преступлению, до сих пор не удалось. Сам Панюшкин связывает поджог со своими высказываниями против спецоперации и даже говорит, что знает, кто мог поджечь его дом.
Рассказываем подробнее о ситуации.
Что произошло?
Пожар в доме на улице Ольховой, который Панюшкин построил на окраине леса в Горячем Ключе, начался около 20:00 3 декабря. В этот момент в доме активиста никого не было. От соседей Панюшкин узнал, что первая пожарная машина приехала на вызов с недостаточным количеством воды, а пожар тушили только со стороны улицы, хотя подъезд к дому есть со всех сторон.
Позже экспертиза показала, что пожар начался на балконе второго этажа с юго-восточной стороны леса. А соседи рассказали, что перед возгоранием слышали звук хлопка. По словам мужчины, напора воды у первой пожарной машины, чтобы потушить крышу, не хватило, а вторая прибыла только спустя час.
Согласно ответу от МЧС, спасатели локализировали пожар за 28 минут, однако Панюшкин опровергает эти данные и говорит, что тушение продолжалось до полуночи.
В итоге полностью сгорел третий (мансардный) этаж под крышей, балкон, обшивка и внутренности второго этажа, на первом этаже сгорела одна из комнат, внешняя обшивка и крыша веранды. Дом стал непригоден для проживания.
Что было дальше?
Полиция прибыла на место во время пожара, но не опечатала сгоревший дом и не обследовала участок, рассказывает Панюшкин. Только через сутки после инцидента место обследовал пожарный инспектор. Всё это время дом и участок никто не охранял.
Как утверждает активист, участковый подготовил однотипные свидетельские показания некоторых соседей Панюшкина, при этом они совпадали вплоть до ошибок и знаков пунктуации. В идентичных формулировках соседи якобы пришли к выводу, что причина пожара, скорее всего, — короткое замыкание. При этом всех свидетелей участковый не опросил, подчеркивает мужчина.
Позже полицейские узнали, что на момент пожара дом был обесточен, таким образом, версия с коротким замыканием исключается. А пожарный эксперт пришел к выводу, что возгорание началось с пола балкона второго этажа рядом с дверью в комнату с юго-восточной стороны дома.
Панюшкин уточняет, что закинуть зажигательную смесь в то место с придомовой территории или из леса невозможно, так как на балконных окнах были установлены декоративные решетки, а значит, злоумышленник сначала должен был выломать решетку, чтобы смесь попала на балкон.
Спустя девять дней после пожара прохожий заметил, что калитка и роллеты в доме открыты, и сообщил об этом представителю собственника. По мнению Панюшкина, в сгоревший дом проникли неизвестные, чтобы разворовать его. Уголовное дело о проникновении в жилище отдел МВД так и не возбудил.
Дело о поджоге дома полицейские возбудили спустя 20 дней после пожара — 23 декабря. При этом активист узнал об этом только в середине следующего месяца. Он сообщил об этом подписчикам в соцсетях, а спустя два дня его СИМ-карта, к которой привязаны аккаунты, была перевыпущена, а соцсети взломаны.
Мошенники разослали знакомым мужчины сообщения с просьбой перечислить деньги, и некоторые люди купились на это. Полицейские сразу получили заявление о незаконно выпущенной СИМ-карте и о том, что мошенники обманули знакомых Панюшкина, но мужчине до сих пор неизвестно, возбуждено ли уголовное дело по этому поводу.
Как расследуется уголовное дело о поджоге дома активиста?
В ходе расследования установить лицо, причастное к совершению преступления, полицейским не удалось, и дело приостановили. Однако в ситуацию вмешалась прокуратура Горячего Ключа. 3 апреля надзорный орган отметил решение о приостановке и вернул дело на дополнительное расследование.
— Изучение материалов дела показало, что в полном объеме следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершения данного преступления, не проведены. <...> В целях активизации хода расследования и пресечения волокиты в адрес начальника следственного органа направлено требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе следствия, — говорится в ответе прокуратуры (копия документа есть в распоряжении редакции 93.RU).
Панюшкин говорит, что еще в конце марта полиция получила видеозаписи, на которых видно, что глубокой ночью 1 декабря вокруг его дома ходили трое человек с длинной лестницей. Он считает, что именно они совершили поджог. Мужчина говорит, что знает их имена и передал эти данные в полицию, однако полицейские до сих пор этих людей не опросили.
— Я с вероятностью в 99% знаю, кто поджигатель, — заявил активист.
Мужчина, по его словам, написал «несколько десятков» жалоб в СК на бездействие полиции, в прокуратуру и в МВД. Какие сейчас ведутся следственные действия по его делу, он не знает.
— Кажется, что никакие действия не ведутся, — говорит Панюшкин и уточняет, что последний раз полицейские с ним связывались 1 мая.
Портал 93.RU планирует направить редакционные запросы в МВД, СК и прокуратуру по этому поводу.
Кто такой Андрей Панюшкин?
Панюшкин активно участвовал в решении экологических проблем Горячего Ключа, отстаивал интересы жителей в градостроительной сфере и сфере ЖКХ, боролся со стоками в реку Псекупс, а также занимался другой правозащитной деятельностью, сообщала «ЭкоВахта».
В конце сентября прошлого года Андрей покинул Россию, опасаясь уголовного преследования. По его словам, после того, как он опубликовал расследование о том, что администрация Горячего Ключа сливает неочищенные воды в Псекупс, к нему несколько раз приезжали оперативники.
По туристической визе Панюшкин уехал во Францию, потом перебрался в Испанию, рассказывал мужчина «ОВД-Инфо» (Минюст внес «ОВД-инфо» в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. — Прим. ред.). Сейчас он оформляет документы, чтобы найти жилье и перевести жену и дочь.
Покинув Россию, мужчина начал публиковать в соцсетях высказывания против спецоперации. По его мнению, именно из-за его пацифистской позиции сгорел дом, который он строил 15 лет. Кроме того, при пожаре сгорел сервер, на котором он удаленно работал как айтишник, и мужчина лишился части заработка.