Увидев людей, он оживает, улыбается и пританцовывает. 7-летний медведь Винни Пух не знал вольной жизни, с самого рождения он живет в клетке.
Винни — цирковой, ему было три года, когда цирк распался, дрессировщики — муж с женой, развелись, а медведь остался без дома. Он мог бы отправиться на притравку для охотничьих собак, но оказался в сафари-парке в Сочи. Последующие 5 лет его жизни были вполне безоблачными, за ним хорошо ухаживали и кормили. Но потом что-то пошло не так.
О том, что животные, в том числе и краснокнижные, остались фактически брошены на произвол судьбы, мы рассказывали. Еще бы чуть-чуть, и они могли бы погибнуть от холода и голода. И тогда зоотехник парка Софья Ермоленко, которая единственная осталась с несчастными зверями после бегства владельцев, обратилась к общественникам. Они устроили настоящую спасательную операцию и в короткий срок пристроили всех животных, тех, кто дожил.
— Он хороший, дружелюбный, агрессию никогда не проявлял. Мы, конечно, внутрь к нему не лезли, но он очень любит общаться с рабочими, ему даже брюшко чесали через решетку, и он, развалившись, лежал, с таким удовольствием, — говорит Софья Ермоленко.
Сейчас зима, но Винни Пух не спит, потому что спать ему негде. Берлогу для него за пять лет так и не построили. Да и ни к чему это, говорит Софья, климат в Сочи теплый. А для того чтобы медведь залег в спячку, его нужно кормить всё лето так, чтобы он заплыл жирком, которого бы хватило на всю зиму.
В холодное время ему увеличивают количество кормлений до двух в день, чтобы он не мерз. В горах по ночам минусовая температура. А летом мишка ест один раз в день. Кстати, истощенным он не выглядит, шерсть у него лоснится, да и сам он упитанный. И действительно, по словам зоотехника, мишка, да и другие животные никогда не голодали.
В последнее время, после бегства владельцев, нашелся спонсор, он планировал организовать зоопарк и забрать оставшихся в сафари-парке животных. Только не Винни.
— Он категорически отказался забирать медведя. Побоялись ответственности: клетка нужна серьезная, две решетки. Не потому что его дорого содержать. На самом деле нет, он не так много съедает, как это может показаться. Он свой тазик большой получает. Полтора килограмма крупы в день, это не так много, два килограмма яблок или два килограмма рыбы, — рассказывает Софья.
Мяса Винни никогда не ел, так его приучили, цирковые медведи всегда вегетарианцы. У Софьи сердце кровью обливалось, когда она смотрела на медведя. Куда же его? Тем более она уже спасла его от убийства. Владельцы, чтобы решить раз и навсегда для себя проблему, решили просто его застрелить. Зачем мучится с его кормлением, пристройкой, перевозкой?
— Я очень много скандалила — это наш медведь, мы его любим. Я сказала, что пойду в прокуратуру, если я узнаю, что вы его куда-то хотите отвезти. Я всегда его буду сопровождать в любом случае, чтобы убедиться, что он не пошел на притравочную станцию и что-то еще. После этого всё как-то затихло. Человек, который хотел строить зоопарк, хотел взять наших животных, потом тоже пропал, — говорит Софья.
Это сейчас она выдохнула, когда все уцелевшие звери пристроены. Но сколько она пережила за это время. Особенно ей жалко маленького оленя — пекаря. Как могли старались его выходить, кормили хорошо — йогуртами и бананами, но он просто погиб от холода.
Вандалы сняли провода, столбы, украли генератор и отапливать помещение, где жил олень, стало невозможным. Это достаточно крупное животное, домой его не заберешь. Вот и не пережил сочинскую зиму редкий олень. А на старый Новый год мародеры порезали минипигов. Кто-то устроил вкусный праздничный ужин. Софья утром обнаружила лужу крови.
— Зарезали моего Мойшу, у нас был поросенок такой, он был крупный, упитанный, видимо, на стол пошел. Он у нас два года прожил, был любимчиком. Две пятимесячные свинки и их мама. Вырезали всю семью. Это было очень жутко, — вспоминает Софья.
Часть животных из сафари-парка распродали, чтобы частично закрыть долги по зарплате и прокормить оставшихся. Животные всегда хорошо ели, истощенных не было, утверждает Софья, а вот построить клетку, вольер, загон, они не могли, на это не было средств.
Землю под сафари-парком у владельцев забрали по иску прокуратуры, они обязаны были освободить территорию. Зверей переселили из просторных вольеров в маленькие клетки на территории карантинного комплекса. А сам парк начали разбирать.
Московский зоопарк забрал животных, которые шли по уголовному делу. Их изъяли у браконьеров и привезли в Сочи на ответственное хранение. А когда их стало трудно содержать — договорились, что Московский зоопарк возьмет это на себя. Их нельзя продавать, а только передавать всей «кучкой».
Сейчас в Москве живут амурский тигр, три гималайских медведя, четыре леопарда, три рыси, дальневосточный дикий кот, четыре дикобраза, носуха и волк. Их спасли таким образом от верной гибели.
— Мы этих леопардиков вырастили, потому что мы их брали месячными, а когда московский зоопарка их забирал, там уже был этот котик такой здоровый и его сестрица тоже. Оказались они образцово выращенные. Мы старались, — говорит Софья.
Сейчас все пристроены, местные фермеры забрали верблюда Кешу, его подругу Зухру еще нужно искать. Она ручная, бродит по окрестностям с двумя яками Чаком и Харият. После того как от забора остались только столбы, и тут мародеры постарались, эти крупные животные ушли на свободный выпас. Приходили время от времени. Местные видят их то тут, то там. Софья пытается их найти, нехорошо оставлять животных в лесу. Не дикие животные представляют для них опасность, особенно для яков, они крупные и агрессивные, а люди.
— Зухра вообще очень добрая — никогда не плюнет ни в кого, не ударит копытом, ласковая очень, мудрая женщина. Она всё стадо и водила, она была главной. Но директор всё стадо отправил на мясо для хищников. Осенью 2020 года они просто постреляли верблюдов. Это было страшное варварство. Всё это было для меня очень сложно, а последние три месяца просто невыносимо было. Потому что я каждый день думала, как будет дальше, и меня каждый день убеждали, что животных вот-вот перевезут. Должен был снег выпасть, в таком холоде они бы просто погибли. Если носухи может быть выжили, то мангусты точно погибли бы. Поэтому я стала звать на помощь всех, кого только можно, — говорит Софья. И весь город встал на защиту несчастных животных. Прокуратура, администрация, общественники, экологи и простые жители.
Коровы, козы, свиньи и верблюд
Верблюду Кеше повезло, он попал в хорошие руки. У него теперь просторный загон, еды и внимания вдоволь. Фермер Грант Эчмелян два года назад взял в аренду участок земли в Нижней Шиловке, чтобы разводить коров, свиней, коз и птицу.
Проникся словами губернатора Вениамина Кондратьева, который обещал поддержку фермерам. Развивали свое маленькое предприятие, но его участок был арестован по иску Генпрокуратуры, который подали к арендаторам бывшего совхоза «Адлерчай».
За два года Грант вложил в свою ферму душу и много финансов. Теперь, вместо того чтобы заниматься сельским хозяйством, ходит по судам, чтобы бороться за свои права, объединились в Союз фермеров. Недавно в общую группу написали, что надо помочь животным. И Грант предложил свои услуги, тем более все условия у него есть.
— Он хорошо себя чувствует. Он очень добрый, мы только его привели, он позировать начал, улыбался. Я теперь хочу забрать и его подругу Зухру. Каждый день ездим по лесу, ищем ее. И обязательно найдем, — говорит Грант.
Чтобы доставить Кешу на ферму, пришлось идти с ним пешком много километров от Ахштыря до Нижней Шиловки. Взяли с собой хлеб, чтобы приманивать, но он очень самостоятельный верблюд, сам достал из машины весь пакет и с удовольствием съел, поэтому дальше пришлось заманивать только уговорами.
Теперь Грант мечтает, чтобы Кеша набрал достаточно веса, и тогда его горбы не будут висеть как тряпочки. У верблюда всегда достаточно овса и сена, а еще он любит соль, но больше всего — катать детей. У Гранта шесть дочерей, поэтому развлечений у верблюда будет много.
Винни Пух поедет в Санкт-Петербург
Директор Сочинского отделения Русского географического общества Александр Зобнин рассказал корреспонденту SOCHI1.RU, что медведь будет жить теперь на частной территории турбазы, которая принадлежит члену географического общества Георгию Ландаридзе. Там он будет находиться временно — пока не определятся с лучшими для него условиями.
— Даже в этой ситуации мы увеличиваем ему площадь его временного жилья. Если он находился в одном вольере, то мы сейчас поставили ему два таких вольера и соединили. Нас попросили передержать его три месяца, пока известная организация защиты диких животных «Велес» из Санкт-Петербурга не переедет на постоянное место жительства со своими животными и не перевезет его туда. Рекомендации зоозащитников мы получили. Это проверенная организация, которая обеспечит достойное проживание нашему мишке, — говорит Александр.
Природоохранная прокуратура приняла решение отдать Русскому географическому обществу под ответственностью хранение краснокнижных животных: носух, дикобразов, трех лисиц-корсаков, четыре краснокнижных птицы: два орлана-белохвоста, орла-могильника, он же императорский, и редкого филина. Члены общества — известные ученые, которые знают, как содержать животных и птиц, а зоотехник Софья Ермоленко дала необходимые рекомендации по их кормлению.
— Орлица у нас несколько дней отказывалась от еды, стресс был у нее. Вчера мы ее обманули, именно воспользовавшись рекомендацией Софьи, дали ей побольше кусок мяса, а раньше мы его резали. Вчера она проявила интерес к этому большому куску, поела и мы уже спокойны. Звери сытые, в тепле, и ничего им не угрожает, — говорит Александр.
Теперь все сочинцы смогут увидеть спасенных животных, которые будут жить в СГО на Курортном проспекте. Власти города обещали оказать содействие в строительстве вольеров. А без их помощи эвакуировать мишку вместе с многотонной клеткой было бы невозможно. Выделили спецтранспорт, специалистов из муниципальной службы спасения, которые за несколько часов провернули такую сложную операцию.
Александр Дворецкий, орнитолог, руководитель центра защиты птиц наблюдает за подкидышами из сафари-парка. Говорит, что птицы в прекрасном состоянии, видно, что питались неплохо. Все они краснокнижные, а это значит — строгий учет. Но на них не сохранилось никакой документации, сейчас ее нужно восстанавливать.
— Географическое общество сработало моментально, в течение двух часов после обращения Софьи нашли машину, увезли экзотических животных, которым грозила гибель от переохлаждения. Но с Мишей была у нас самая большая проблема. Я даже не представлял, как можно большого медведя вместе с клетками забрать отсюда. Но город нам помог, все поднялись, я очень рад, что у нас такие отзывчивые люди в Сочи живут, — отметил Александр Дворецкий.
Вот и всё, вроде бы и наступил хеппи-энд. Но у сочинцев возникают резонные вопросы: «Неужели владельцы сафари-парка уйдут от ответственности за то, что убивали животных, за то, что оставили их умирать от холода, голода и рук мародеров?» Надеемся, что прокуратура действительно разберется со всем этим ужасом, который они творили.