В четверг, 19 января, жители станицы Ладожской простились с местным экс-атаманом Александром Ситавичусом. Мужчина погиб, участвуя в спецоперации. В зону боевых действий он попал из другой зоны — тюремной: Ситавичус должен был отбывать срок за тройное убийство, которое он совершил пять лет назад, но в колонии его завербовала ЧВК «Вагнер». Корреспондент 93.RU побывала на похоронах Ситавичуса.
«Золотой человек»
Ладожская находится в Усть-Лабинском районе, в 80 километрах от Краснодара, по данным последней переписи, там проживают больше 14 тысяч человек. Тут есть несколько школ и детсадов, техникум, сетевые магазины и большой красивый храм, который находится неподалеку от крутого берега реки Кубани.
Утром 19 января в станице шумно: местные отмечают Крещение, поэтому вереницей идут в храм. Рядом с ним на лужайке в небольшие стайки сбились студенты техникума, чтобы покурить между парами. На рынке работают всего несколько точек, но торговля, судя по всему, идет бойко. Там же, недалеко от рынка, держал свою точку Александр Ситавичус — он торговал семенами и удобрениями. Сейчас в магазине работает его сестра.
Местная молочница рассказывает, что сегодня в станице будут хоронить «Сашу, который бывший казак». Убийство, которое совершил в кафе пять лет назад Ситавичус, по словам женщины, вызвало здесь большой резонанс.
— Станица вообще у нас спокойная. Вот эти товарищи, которых он пострелял, они, конечно, беспредел устраивали здесь. Люди много чего рассказывают о них, ничего хорошего. Единственное, что на месте цыганчонка за рулем этой машины должен был быть его дядя. Это нечаянно он в него [выстрелил], он думал, что там его дядя.
К молочнице подходит женщина, чтобы купить бутылку. Они начинают обсуждать, как много к ним в станицу «понаехало» цыган: «Затмили, просто затмили станицу». Про Александра при этом отзываются в положительном ключе.
— Здесь его почти вся станица уважает. И все его даже за этот поступок считают героем, это я вам честно говорю. Вот сейчас я жду время [похорон], тоже пойду. Обязательно, чтобы хотя бы подойти, попрощаться, проводить со двора, это прям обязательно. Очень много людей будет, на 300 человек заказали столовую.
Александра она называет «очень добродушным», «просто золотым» человеком, а убийство оправдывает тем, что «у него были на то причины».
В табачном магазине работает Раиса. Женщина хорошо знала Александра: его магазин располагался неподалеку от ее точки, они вместе учились в одной школе, правда, Ситавичус был на пару классов старше. Несмотря на то, что одну из жертв стрелка Раиса тоже хорошо знала — погибший диджей Роман Сиракосян был ее одноклассником — об Александре она отзывается как об «очень положительном» человеке.
— Уравновешенный положительный человек. В станице в принципе о нем мало кто вам плохое скажет. Возможно, только стороны, связанные с убийством. А так, он ранее был атаманом, его все знают.
Раиса рассказывает, что вскоре после «того случая» жена Ситавичуса уехала из станицы, «даже никто не знает, где она», а похоронами занимается его сестра.
Тот случай
Пять лет назад, в канун Нового года, к бывшему атаману Александровского хуторского казачьего общества Александр Ситавичусу приехал в гости из Керчи его боевой товарищ Алексей Миронов, с которым они вместе ранее служили в ополчении ЛНР.
В ночь с 30 на 31 декабря мужчины выпили и решили продолжить застолье в кафе «Огонек». Там на танцполе у них случился конфликт с посетителями, который перерос в драку. Ситавичус и Миронов отправились домой к Александру, где тот откопал автомат Калашникова, привезенный из ЛНР. Миронов взял нож. Они вернулись в кафе, чтобы отомстить обидчикам, но их там уже не было. Несмотря на это, Ситавичус открыл стрельбу в заведении.
— Мне было обидно, что меня кто-то ударил, я был в таком состоянии, что я должен был на кого-то выпустить пар, — приводил позже слова Ситавичуса начальник районной полиции.
Экс-атаман убил 24-летнего Артема Мирзояна, который стоял около барной стойки. Затем выстрелил в вышедшего ему навстречу диджея заведения 32-летнего Романа Сиракосяна, а на улице возле кафе убил 18-летнего Николая Кузьменко, который сидел в машине и слушал с другом музыку.
После этого мужчины зашли домой к Ситавичусу, взяли кое-какие вещи и поехали в лесопосадку, где закопали автомат и маски, и выдвинулись в сторону Кореновска. Там их задержали сотрудники полиции.
Против Ситавичуса возбудили уголовные дела за убийство троих человек и незаконный оборот оружия, Миронова обвинили в пособничестве. Суд присяжных признал их виновными. В 2019 году экс-атамана (он ушел в отставку за полтора месяца до ЧП) приговорили к 21 году колонии строгого режима. Миронов получил 15 лет колонии. Также с них постановили взыскать в пользу родственников погибших компенсацию морального вреда.
Мужчины пытались обжаловать приговор. Так, Ситавичус указал на то, что он отец четверых детей и у него есть благодарственное письмо президента России «за активное участие в работе по укреплению дружбы между народами» и медаль от Минобороны «За возвращение Крыма». Это не помогло — ни экс-атаману, ни его подельнику наказание не смягчили. По словам родственников погибших, бывший атаман отбывал срок неподалеку от Ладожской — в колонии в Двубратском.
В феврале 2020 года Александра Ситавичуса перевели в колонию в Саратовской области, сообщил порталу 93.RU источник в правоохранительных органах.
Эта история вызвала большой резонанс в станице и обросла слухами. Например, сообщалось, что якобы Ситавичус совершил убийство, потому что его дочь накануне изнасиловали. Впрочем, ни правоохранительные органы, ни суд не нашли этому подтверждений.
Ситавичус и Миронов участвовали в боевых действиях и получили контузию. По мнению начальника полиции района, это могло привести к изменению их психоэмоционального состояния.
Медаль Минобороны...
Похороны Александра Ситавичуса назначили на 14:00 19 января. Об этом сообщила в своих соцсетях глава Ладожской Татьяна Марчук. Она уточнила, что Ситавичус погиб в спецоперации. Про совершенное им преступление и о том, что мужчина должен сидеть в колонии, не упоминалось.
Прощание проходит в доме на улице Вокзальной, где ранее жил экс-атаман. Еще за час до назначенного времени там собирается толпа людей, в основном мужчин. Многие из них — казаки. Вперемешку с ними стоят несколько мужчин в камуфляже, у одного парня нашивка с буквой Z, у другого — с черепом и надписью ЧВК «Вагнер». У ворот дома — трое юнармейцев в синих беретах, с аксельбантами и учебными автоматами в руках.
Собравшиеся тихо перешептываются между собой. Один мужчина говорит, что отпросился с работы, чтобы прийти на похороны «Сашки».
Как говорят собравшиеся, Ситавичус был снайпером, он погиб под Бахмутом от взрыва гранаты. Обсуждая совершенное им в кафе убийство, приходят к выводу, что от пожизненного срока Александра спасла медаль Минобороны.
— Если бы не сидел, всё равно пошел бы на [спецоперацию], опыт есть, — говорит пожилой мужчина.
...венок от «Вагнера»
После отпевания из дома выносят гроб, проносят его по улице и грузят в «Газель». Колонна машин и людей выдвигается на кладбище.
На погосте батюшка читает молитву. Собравшиеся крестятся, звучит гимн России. Юнармейцы, стоящие около могилы в почетном карауле, дают три залпа в небо холостыми патронами. Засыпать могилу помогают пришедшие на похороны мужчины.
— Смотрю, ты тоже поработал, — говорит одна из женщин своему мужу, который подходит к ней, отряхивая землю с рук.
— Ну как не поработать, хороший человек был, — отвечает мужчина.
Дожидаюсь, пока все отправятся помянуть Ситавичуса в кафе около кладбища, и подхожу к его могиле. Она вся усыпана венками. Несколько с надписями «от друзей», самый большой — «дорогому брату». Рядом с венком от Александровского хуторского казачьего общества, где Ситавичус был атаманом, лежит венок с черным крестом и золотой звездой — от ЧВК «Вагнер».
«Просто дурдом»
— В станице его боготворят и восхваляют как героя, «Сашка погиб как герой», — говорит сестра погибшего Романа Сиракосяна Анна. — Круто, здорово, что вы так считаете. Видимо, вы не хоронили своих братьев и сестер, а родители не хоронили своих детей, раз это теперь является подвигом. Не знаю, для меня это просто дурдом, я не понимаю вообще этого. Я считаю, что для него эта смерть была слишком легкой. Он должен был ответить за содеянное.
Брат Анны работал в кафе «Огонек» диджеем, Романа знала вся станица, и люди к нему хорошо относились, говорит женщина. Ситавичус его тоже хорошо знал.
— Ситавичус в свое время был индивидуальным предпринимателем на рынке, мои родители тоже там работали, и все друг друга знали. Как он говорил на суде: «Я не видел, что это был Рома, я не понял, что это был он». Даже в суде я не услышала толком от него извинений, я не увидела раскаяния в глазах, ну сделал и сделал. Причем это было сделано настолько хладнокровно. Было всего три выстрела и — три трупа. Мгновенно ребята погибли, снайперские выстрелы.
Погибшему Роману Сиракосяну было 32 года. У него остался девятилетний сын Тимур. Недавно мальчику исполнилось 15.