В ночь на 8 сентября журналист 93.RU стала свидетелем драки в Юбилейном микрорайоне. Около 03:00 на Школьном бульваре поссорилась компания молодых людей: после ругани мужчина начал грубо хватать девушку, ударил ее, а затем начал драться еще с одним парнем. Когда началась потасовка, корреспондент решила вызвать полицию. Рассказываем, что из этого вышло.
Вы первые в очереди
Первый раз я позвонила по телефону 102 в 02:44, когда мужчина впервые ударил девушку. Пара повалилась на землю, а их знакомые не стали вмешиваться в конфликт. Тогда я набрала в полицию, но попала в отдел Тахтамукайского района. К сожалению, это частая практика для жителей Юбилейного микрорайона — мобильные операторы думают, что абонент находится в Адыгее, поэтому соединяют с экстренными службами республики. Ранее со мной такое уже случалось при попытке вызвать скорую помощь.
На первый звонок сотрудник адыгейской полиции ответил моментально, но помочь мне ничем не смог. Больше по телефону 102 никто не взял трубку. Каждый раз я слышала на том конце провода приветствие от робота с информацией, что я позвонила в полицию Краснодара и у меня первый номер в очереди. Более чем за четыре минуты звонка это сообщение повторили несколько раз.
Второй раз я висела на линии чуть больше двух минут, за которые снова никто не ответил. Мне пришлось сбросить вызов, чтобы попробовать снять видео драки — тогда я подумала, что важно иметь хоть какие-то доказательства происшествия.
В третий раз мне сообщили, что я в очереди под номером два, а не один, как предыдущие звонки. Я приняла решение больше не ждать и сразу позвонить в 112.
Опять Адыгея
По телефону 112 мне сразу ответила женщина-диспетчер, которая объяснила, что соединить с полицией у нее нет возможности, но я могу оставить заявку. Оказалось, что я снова попала в Адыгею, поэтому некоторое время мне пришлось подождать, пока оператор переключит на Краснодар.
В дальнейшем я буквально за пару минут рассказала о том, что произошло, и оставила все свои контактные данные: Ф. И. О., адрес, номер телефона.
Письменное объяснение
Еще через 20 минут мне с личного номера перезвонил сотрудник полиции. Мужчина не представился и попросил рассказать, что произошло. К тому моменту молодые люди только разошлись, хотя патрульные так и не приехали. Я еще раз всё объяснила, после чего сотрудник попросил меня назвать номер квартиры, чтобы взять у меня письменные объяснения.
В визите я отказала, так как всё подробно рассказала по телефону, а к тому моменту было уже больше трех часов ночи. Меня смутило и то, что сотрудник не назвал свое имя, а также не знал никаких моих данных, хотя я оставляла их в заявке по телефону 112. Больше со мной никто не связывался.
В пресс-службе УМВД по Краснодару редакции 93.RU объяснили, что письменное объяснение от очевидца — обычная практика. Тем более, если к моменту приезда полицейских на месте уже никого нет. Однако несколько вопросов всё равно осталось. Например, почему сотрудник решил сразу зайти к заявителю, не побывав на месте вызова.
Будут вызывать на разного рода неприятные мероприятия
Юрист Юлия Федотова объяснила журналисту 93.RU, что полицейские действительно вправе опросить свидетеля, чтобы узнать обстоятельства произошедшего. Зачастую показания очевидца очень важны, так как человек может описать преступника или указать на важные детали.
Что касается письменного объяснения, то, как правило, полицейские не требуют ничего подобного, а вызывают в отдел для опроса. То есть если вы вызвали наряд, будьте готовы к тому, что вам, возможно, придется приехать с паспортом в участок, где с вами поговорят под подпись. Дальше человека могут вызвать в суд для дачи показаний, а отказаться от этого будет нельзя.
— Если резюмировать, то письменное объяснение никто не может потребовать. Но вызвать для опроса могут. После возбуждения уголовного дела могут вызвать для допроса в качестве свидетеля, в случае отказа может быть уголовная ответственность. Поэтому, вызывая полицию, нужно четко понимать, что если вы очевидец, вас будут вызывать на разного рода неприятные мероприятия, — подытожила Федотова.