Жители Краснодара Надежда Пупкова и Евгений Байгузин летом 2020 года обратились в Следственный комитет с жалобами на действия казака-дружинника и полицейского. Правоохранители привязали людей веревкой и наручниками к столбу и заставили стоять так на жаре около 2 часов. В результате СК отказал в возбуждении дела против сотрудников, а Первомайский районный суд Краснодара 11 июня 2021 года признал это законным.
Что случилось?
27 июля 2020 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратилась жительница Краснодара Надежда Пупкова. Она рассказала, что вечером 24 июня ей позвонил сосед Евгений Байгузин и сообщил, что во время прогулки с собакой на улице Красной недалеко от своего дома его задержал сотрудник полиции и казак-дружинник за распитие спиртных напитков. Евгений попросил Надежду забрать у него собаку, поскольку на просьбу отвести животное домой, полицейский отказал.
Надежда вышла на улицу, подошла к полицейскому и казаку и потребовала представиться и назвать причину задержания соседа. Сотрудник МВД отказался, и между ними началась словесная перепалка. В результате полицейский пристегнул Евгения наручниками к металлическим воротам, а казак привязал к ним Надежду веревкой.
Через несколько минут подъехал патрульный автомобиль, в котором мужчину и женщину отвезли в переулок неподалеку. Там их обоих привязали к металлическому столбу, где они на сильной жаре простояли несколько часов.
Что было дальше?
Задержанных отвезли в травмпункт, а оттуда на медицинское освидетельствование. Затем Евгения и Надежду доставили в отдел полиции Центрального округа Краснодара, где на них составили административные протоколы по ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции).
Суд оштрафовал Байгузина и Пупкову на 500 рублей. Евгения поместили в камеру для административно задержанных, где он пробыл до утра, а Надежду в тот же день отпустили. 19 июля женщина обратилась с жалобой в МВД, ее переслали в Следком.
19 августа против Надежды возбудили уголовное дело по ст. 318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти). По версии следствия, Пупкова укусила полицейского за палец, «причинив ему тем самым нравственные и физические страдания».
После этого женщина обратилась в «Комитет против пыток», а 12 августа 2020-го это сделал и Байгузин. Он объяснил, что в июне выпил с другом бутылку водки и пошел погулять с собакой. Купив еще одну бутылку спиртного, мужчины сели на лавочку, где к ним подошли полицейский и казак.
«Полицейский сказал, что составит в отношении нас протокол за распитие спиртных напитков в общественном месте. Мы попросили их представиться, на что кто-то из них ответил нам: "Вы что, фильмов пересмотрели?"», — вспоминал Евгений.
По его словам, полицейский требовал предъявить паспорт, который он не взял на прогулку с собакой возле дома. Тогда ему сказали, что для установления личности его доставят в отдел. Евгений просил отвести домой собаку и заодно взять документы, но ему отказали. После этого он позвонил соседке Наталье. Дальнейшие события мужчина описывал так же, как и Пупкова.
Что сделали правозащитники?
18 и 21 августа 2020-го юристы Комитета против пыток обратились в Следком с сообщением о преступлении. Во время проверки следователи вынесли 4 отказа в возбуждении уголовного дела, 3 из которых позже отменили как незаконные. Последнее «отказное» постановление правозащитники обжаловали в суде.
10 июня 2021 года судья Первомайского районного суда Краснодара Николай Щелочков признал законным вынесенное следователем решение об отказе в возбуждении уголовного дела и оставил жалобу правозащитников без удовлетворения.
— Суд фактически разрешил сотрудникам полиции пристегивать людей к столбам, когда им это захочется и без ограничений по времени. Такие решения создают опасный для общества прецедент и развязывают руки правоохранителям. Конечно, мы обжалуем это постановление суда и будем добиваться возбуждения уголовного дела, — заявил юрист Комитета против пыток Илья Платонов.