Здоровье «Что здесь я нищий, что буду на пенсии — тоже нищий». В Гулькевичах увольняются почти все водители местной ЦРБ

«Что здесь я нищий, что буду на пенсии — тоже нищий». В Гулькевичах увольняются почти все водители местной ЦРБ

Сразу 24 сотрудника уходят из-за нищенских зарплат. Больница рискует остаться с двумя бригадами на 110-тысячное население

Водители говорят, что более 24 тысяч рублей никто на "скорой" не зарабатывает

Утром на остановке в центре небольшого кубанского городка Гулькевичи немноголюдно. Две немолодые женщины с цветастыми сумками спорят, отвечая на вопрос прохожего, как лучше добраться до Краснодара — из соседнего Кропоткина или всё же из самих Гулькевичей, окончательно его запутывая.

— Что я могу сказать, тут нечего делать, — говорит мужчина с морщинистым лицом в клетчатой рубашке и джинсах. — Вот ты молодой. Подумай. Отучился, да беги отсюда. Деньги тут не заработаешь. Здесь всего-то пара заводов да работа в полях. Разве может это быть интересным для молодежи? Нет. Вот она и бежит. И ты беги.

Местные говорят, что в Гулькевичах практически всё «принадлежит частникам» — это промышленные заводы по производству кирпича, железобетонных и строительных конструкций. Практически из любой части города видны высокие заводские башни ЗАО «Железобетон», местного «Хлебокомбината».

До 21 июня Гулькевичи жили своей размеренной жизнью, но ее нарушил скандал в районной больнице — двадцать четыре водителя (из двадцати восьми человек) скорой помощи Гулькевичской ЦРБ подали заявления на увольнение. После 5 июля район с населением около 110 тысяч человек останется с четырьмя водителями — это всего лишь две бригады. Как так вышло и что с этим собираются делать чиновники? Рассказываем в нашем материале.

«Вот умер человек, не дай бог, или уволился — другой забирает его куртку»

Вадиму 34 года, он работает водителем скорой помощи почти четыре года. Вадим женат, у него трое детей. Сначала он работал дальнобойщиком, потом пошел в скорую. В месяц мужчина получает около 20 тысяч рублей. До 5 июля Вадим, как и еще 23 водителя, дорабатывает положенный по закону срок и увольняется.

Медики жалуются, что штат сотрудников неукомплектован

— У меня есть и алименты еще. С такой зарплатой очень сложно содержать семью. Нам не хватает. Приходится выходить на вторую работу, в шиномонтажку, чтобы банально детей побаловать: конфеты, в кино сходить, по парку прогуляться. Но из-за графика на основной работе я иногда просто не успеваю на вторую.. Да и если успеваю, получается, что в месяц выходит 25 тысяч. Как жить на эти деньги? — спрашивает Вадим.

Уже около четырех лет водители скорой помощи пытаются добиться повышения зарплат. Ставка каждого — чуть более 6 тысяч рублей. Основной доход складывается из надбавок. Причем, когда по телевизору говорят о повышении зарплат, водители жалуются, что им просто «уменьшают коэффициенты» — те самые надбавки сверх оклада.

21 июня двадцать четыре водителя Гулькевичской ЦРБ записали обращение к властям, рассказав, что подали заявления на увольнение.

— Зарплата нас не устраивает. Она варьируется от 15 до 22 тысяч рублей. Отсюда все бегут, остались в основном одни пенсионеры. Скоро работать будет просто некому, — говорит один из водителей.

Те, кто работают на скорой давно, говорят, что за тридцать лет они ни разу не получали форму, не видели положенного отпуска в 42 дня (вместо этого их отпускают на 39 дней). Водителям приходится самостоятельно чинить машины, на которых они едут на вызовы. Но самое главное — зарплата.

В самой больнице эту историю практически не комментируют

— Поймите, у нас форму передают по наследству. Ну как форму, вместо формы у нас засаленная куртка. Вот умер человек, не дай бог, или уволился — другой забирает его куртку. Нас на вызовах просто путают с родственниками пострадавших. В больницу не пускают, говорят, родственникам пока нельзя. А я на носилках вместе с фельдшером несу пациента, которого только что привезли на реанимации, — говорит Юрий.

Юрий — невысокий мужчина с черными волосами, густыми усами и большими мешками под глазами. В больнице он работает уже 41 год. «Как пришел с армии, сразу устроился», добавляет он. На автомобиле скорой помощи он работает 36 лет.

Согласно приказу Минздрава от 2012 года, водители скорой помощи не относятся к медицинским работникам. Их зарплата регламентируется постановлением местных властей, то есть губернатором Кубани. С 2008 года действует система оплаты труда, согласно которой оклад водителей — 6 тысяч 862 рубля. Кроме оклада предусмотрена стимуляция и компенсационные выплаты. Из этих трех показателей складывается зарплата.

Новая система предполагает начисление фиксированного оклада, компенсационных выплат и стимулирующих денежных вознаграждений за профессионализм и эффективный труд. Простыми словами, новая система оплаты призвана привязать заработок к результатам труда конкретного работника с помощью стимулирующих надбавок. Принципиальное отличие — отсутствие «потолка» зарплаты. Руководитель учреждения в новой системе самостоятельно утверждает штатную численность в зависимости от целей, задач и объемов работ. Ожидалось также, что привязка заработка к качеству и результату работы повысит мотивацию и эффективность труда.

Больше 22 тысяч рублей на руки, говорят водители, никто не получает (если это не "праздничный месяц"). Те, кто устроился на работу недавно, вообще зарабатывают по 17–18 тысяч рублей. На все жалобы местное руководство больницы советует им «выходить на подработки». Фактически эта формулировка означает «брать чужие смены».

Водитель скорой помощи в смену работает 12 часов. Полный штат водителей должен состоять из 42 человек. В больнице работает 28 водителей. Каждый день на смену выходит пять автомобилей, хотя должно выходить десять. Если до 5 июля руководство больницы не найдет пути решения проблемы, в районной ЦРБ останутся четыре водителя.

«Что я сейчас нищий, что я буду на пенсии тоже нищий»

Другой водитель Александр рассказывает, что 50 лет свой жизни провел за рулем, а половину от этого срока — за рулем автомобиля скорой помощи. Сейчас мужчина уже на пенсии, но продолжает работать, потому что «любит свою работу» и хочет «помогать людям».

— Со всеми надбавками, учитывая стаж, я получаю 22 тысячи рублей на руки. Вы знаете, как тут было раньше? Раньше это была элита, сюда, на скорую, нельзя было устроиться! Люди ждали, когда же освободится место, и старались быстрей-быстрей его занять. За последние пять лет из молодых не пришел никто. Денег не хватает от слова совсем. У меня вот только на коммуналку уходит 10 тысяч рублей. А еще хочется пожить ведь. Если наш вопрос не решится, я вместе с ребятами ухожу, — говорит Александр.

Так выглядит внутренний двор, где дежурят бригады

Александру 65 лет. Он пришел на работу в светлой клетчатой рубашке, заправленной в обычные брюки синего цвета. Это его рабочая форма, другой никому не выдают.

— Я недавно был в Краснодаре, там все с иголочки одеты. Там выдают форму. Приятно смотреть даже, — говорит один из водителей. — За державу обидно, понимаете. Что здесь я нищий, что буду на пенсии — тоже нищий.

Пока краевые чиновники и руководство больницы ищет пути решения проблемы, каждый день на смену выходит 5 автомобилей скорой помощи, при полном штате должно выходить 10 автомобилей. Одна бригада состоит из фельдшера и водителя. Водитель зачастую выполняет обязанности санитара. При работе часто график работы день-ночь-48 (два через два) выходит за рамки 12-часовой смены. Две недели назад из-за частых переработок один из водителей упал в обморок после очередного рейса — сейчас он на больничном. Но начальство больницы предлагает водителям решить финансовые проблемы за счет дополнительных смен.

Проблема неполного штата остро стоит не только в автопарке, но и в самой больнице.

— У нас в больнице 60% недобор по врачам. Они все здесь были вот недавно, они все рядом. Да только ушли в частные клиники, потому что там платят. У младшего персонала зарплата чуть больше 10 тысяч рублей. Позовите сюда Счетную палату, пусть она проверит, как здесь финансами распоряжаются. Уверяю вас, они найдут здесь нарушения, — говорит один из сотрудников больницы.

Именно потому, что врачей не хватает, рассказывают водители, в зависимости от тяжести пациента и его болезни могут везти в Краснодар (164 километра), Выселки (121 километр), Армавир (63 километра) и Кропоткин (16 километров).

Персонал жалуется на плохие условия работы, в том числе, отсутствие кондиционеров

— Бывает, мы возим рожениц в Армавир, но в основном в Краснодар. Здесь специалистов не хватает. Здесь иногда некому даже посмотреть. Вот косточка застряла в горле, повезли в Краснодар, например. Сюда мы везем обычно легких. Если тяжелые, тут чуток подлатали, отправили в Краснодар. Нету врачей, понимаете. Сюда приходят молодые специалисты, которым миллион платят (имеется в виду программа «Земский доктор». — Прим. ред.). Вот им положено пять лет отработать, они и отрабатывают. А потом — как дают стрекача отсюда, — говорит один из водителей.

Действующие лица

1 сентября 2020 года исполняющим обязанности главного врача Гулькевичской ЦРБ стала Ольга Александровна Горошко. Это супруга на тот момент главы города Александра Горошко, секретаря местного отделения партии «Единая Россия». Этот пост он занимал с 2018 года, а годом ранее был главой Пушкинского сельского поселения города.

В сентябре 2021 года в СМИ появилась информация, что он может занять вакантное место главы Минспорта Краснодарского края. Этого не случилось. В июне 2023 года Горошко избрали районным атаманом. Сейчас он заместитель главы района и «курирует вопросы казачества и взаимодействия с полицией».

Его супруга продолжает занимать должность и. о. главного врача. По какой причине в больнице до сих пор не появился главный врач — не совсем понятно, но местные считают, что в конечном итоге им станет Ольга Горошко.

— Если я не ошибаюсь, для этой должности нужен стаж работы на руководящей должности. Вероятно, ждут, когда у Горошко этот стаж появится. Она уже три года и. о., — говорит одна из местных жительниц.

Сотрудники просят проверить, как руководство больницы распределяет деньги

После публикации обращения и подачи двадцати четырех заявлений на увольнение власти Кубани выступили с официальным заявлением в телеграм-канале оперативного штаба, в котором говорится, что «уровень начисленной среднемесячной заработной платы соответствует среднекраевой заработной плате по данной категории работников», то есть 27–28 тысяч рублей. Внеочередное повышение зарплат, даже при возможности массового увольнения сотрудников, не рассматривается. Только планово — с 1 октября 2023 года. На какую сумму будет повышение, не сообщается.

Кроме того, оказалось, что доходы водителей растут с каждым годом. Но один из водителей показал журналисту расчетный листок за май 2022 года и аналогичный лист за май 2023 года. В прошлом году он заработал больше, чем в этом.

Доход сотрудников больницы зависит от того, сколько эта больница «зарабатывает» за счет оказания медицинской помощи. Но в соседних районах (в Тбилисском и Тихорецком районах), по словам водителей, зарплата у той же категории сотрудников выше.

Через несколько дней после обращения водителей в Гулькевичи приехала делегация из краевого Минздрава. На встрече водителям опять сказали, что их зарплата «соответствует среднекраевому уровню». Еще им пообещали закупить новую форму, но «закупка должна пройти аукцион с выбором подрядчика». Когда это случится, тоже не говорится.

На дежурство водители выходят в домашней одежде

Водители сетуют, что ни руководство больницы, ни местные власти навстречу не идут. Глава района Александр Шишкин вообще заявил СМИ, что готов сам сесть за руль скорой помощи. Есть ли у него категория прав C, которая необходима для этой работы, он не уточнил.

— Надо будет, я и сам сяду. Не только я, если надо, и все члены моей команды сядут (за руль. — Прим. ред.). Для меня это не проблема, — говорит Шишкин.

«Мы для них просто быдло. Мы — прочее»

Председатель организации «Лига защитников пациентов» Галина Кулик, которая представляет интересы водителей в переговорах с руководством ЦРБ, рассказала, что базовый оклад, установленный губернатором Кубани, не менялся «уже много лет, несмотря на инфляцию и увеличение МРОТ».

— Люди здесь работают по 20–30 лет. Здесь одни профессионалы с огромным опытом. За такую зарплату — это чистый альтруизм. По выходным они сами ремонтируют автомобили, в дороге, если что-то сломается, тоже. Я подала заявление на имя президента с просьбой провести финансовую проверку больницы Гулькевичского района, — говорит Галина Кулик.

Помощник районного депутата Александра Никитина Павел Вахрамеев сказал, что периодически в приемную депутата поступают жалобы, что скорая помощь долго не приезжает.

Водителю стало плохо после вызова

— Исполняющая обязанности главврача Ольга Горошко сказала, что «выше головы своей прыгнуть не может, вам платится зарплата, которую вы достойны получать». Приезжала комиссия из Краснодара, прочитала водителям Трудовой кодекс, сказала, что никаких нарушений нет. Но сказали, что разберутся. Как они разберутся? Посмотрим, — сказал Павел Вахрамеев.

Поговорить с Ольгой Горошко не удалось, она сейчас в отпуске. Заместитель главного врача Елена Карпенко отказалась общаться с нами, заявив, что «комиссия разбирается, ей пока нечего рассказать». Для сравнения, Горошко получает в месяц 123 тысячи 894 рубля (чуть меньше, чем главврач краевой больницы № 3 в Краснодаре). Елена Карпенко, которая посоветовала водителям работать еще больше, в месяц зарабатывала 106 249 рублей.

Врачи, которых нам удалось опросить, рассказали о зарплате около 17 тысяч рублей в месяц, а младший медицинский персонал (медбратья и медсестры — не больше 8 тысяч рублей).

— Кто пойдет на молокозавод работать, кто на шиномонтажку, там платят 40 тысяч в месяц. Это в два раза больше, чем здесь. Мы для них быдло, понимаете, в ведомости мы выведены в категорию «прочее» — это как обслуживающий персонал. Нас даже никто не слушает. Мы не собираемся отступать, нам терять нечего. Никаких забастовок или бунтов мы не устраивали. Как положено отработать две недели, так и отрабатываем. Что будет дальше, посмотрим, — говорит Вадим — самый молодой из водителей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Летом на море не лечь». Сибирячка ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Невероятный вид на горы». Краснодарка впервые отдохнула в Домбае — сколько стоит проживание и развлечения
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Первое место по стоямбе в нашей стране». Местный блогер назвал плюсы и минусы Краснодара для тех, кто всё еще думает переезжать
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления