Любой серьезный договор — это несколько страниц убористым шрифтом, со сложными формулировками и сносками. Читать такое мало кому интересно, так что проще сразу поставить подпись — «специалистам ведь виднее».
В случае с медицинскими услугами делать так особенно опасно. Как избежать навязанных услуг и вернуть деньги, если документ уже подписан? Об этом в своей колонке рассказывает известный на Кубани юрист Юлия Федотова.
В период распространения коронавирусной инфекции, когда многие больницы закрыты от плановых приемов, люди стали всё чаще обращаться к частникам. Негосударственных клиник в Екатеринбурге много, и они предлагают услуги практически любого профиля.
Не берусь судить, где качество помощи лучше, однако в частных клиниках, в отличие от государственных, пациенты сталкиваются с навязыванием услуг. Бывает и такое, что счета вставляют уже после проведенного лечения — например, когда человек был под седацией и не мог контролировать действия врача.
Как быть в таких случаях? Обязан ли пациент платить за оказанную услугу, которую не выбирал?
Во-первых, необходимо тщательнейшим образом читать ВСЕ бумаги, которые дают на подпись. Особенно это касается пожилых людей — к сожалению, зачастую они доверяют врачам и подписывают документы не глядя. Ни в коем случае нельзя ставить свою подпись под теми процедурами, проведение которых вы не заказывали.
Во-вторых, в каждом медучреждении пациент подписывает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (статья 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»). Действия врачей могут выходить за его рамки только в одном случае — возникновения угрозы жизни. Перечень видов таких вмешательств установлен постановлением Правительства от 23.04.2021 г. и включает в себя по сути методы диагностики: опрос, осмотр, лабораторные исследования и так далее.
Иные формы медицинского вмешательства, связанные уже с непосредственным оперированием, например, описываются в отдельном соглашении и должны включать подробный перечень действий, которые врач намеревается совершать. В каждом случае врач обязан подробно разъяснить пациенту, какие действия и для чего необходимы, без каких можно обойтись, какие они влекут последствия и т. д.
«Пациент имеет право на получение полной информации о своем здоровье и предполагаемых манипуляциях»
В соответствии со статьей 16 закона «О защите прав потребителей», исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Согласие потребителя на выполнение дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме.
Как быть, если пациент не глядя подписал «согласие», в соответствии с которым больница требует с него больше денег, чем было оговорено первоначальным договором?
С одной стороны, закон указывает, что потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены — потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. С другой — подпись стоит, и она подлинная. В таких случаях стоит ссылаться на недостатки подписанного соглашения: его некорректное оформление, слишком общие формулировки, отсутствие конкретизации проводимых манипуляций. Также можно использовать тот факт, что услуги выходят за рамки перечня услуг для информированного добровольного согласия — например, пациент заключал договор только на проведение диагностики, а не лечебной процедуры, ее отдельно с пациентом не обговаривали и так далее.
Юридически это оформляется письменной претензией к клинике с требованием вернуть уплаченное и взыскать моральный вред, например с установлением срока для дачи ответа. После неполучения ответа в обозначенный срок можно идти в суд с иском о защите прав потребителей. Безусловно, нет гарантий, что он будет выигрышным — в худшем случае истец будет обязан уплатить больнице недоплаченное плюс проценты за пользование чужими денежными средствами. Плюс суд может назначить экспертизу — возможно, за счет истца.
Поэтому главный способ защиты от таких ситуаций — тщательно вычитывать всё, что дают на подпись, задавать много-много вопросов врачам и не забывать записывать их на диктофон. Запись также может помочь в суде, если из нее будет следовать, что врач не разъяснял ничего о тех манипуляциях, которые намеревался провести.
А вам приходилось сталкиваться с навязанными медицинскими услугами?