Принуждение к прививке от коронавируса многими воспринимается как нарушение прав человека и чуть ли не уголовное преступление. В своей колонке известный многим краснодарцам юрист Юлия Федотова рассказывает о тех случаях, когда государство может не спрашивать у человека его согласия на вакцинацию.
«Мое тело — мое дело». Но не всегда.
Право гражданина на охрану здоровья включает в том числе его возможность отказаться от медицинского вмешательства. При этом закон предусматривает несколько ситуаций, в которых желание человека значения не имеет.
Например, как следует из ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, — обследование, лечение, заниматься профилактикой этих заболеваний. Про первую часть понятно: без медосмотра не возьмут на работу — водителя, например, сотрудника полиции, да и множество иных категорий лиц. Никакой дискриминации и принуждения здесь, естественно, нет: не хочешь проходить — не будешь работать. А вот со вторым случаем немного сложнее.
«Заболевания, представляющие опасность для окружающих», и «социально значимые заболевания» установлены правительством. Социально значимые — туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, гепатиты B, C, ВИЧ, злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением. Представляющие опасность — снова ВИЧ, гепатиты, вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, дифтерия, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, малярия, педикулез, акариаз и другие инфестации, сап и мелиоидоз, сибирская язва, туберкулез, холера, чума и, внезапно, — коронавирусная инфекция (2019-nCoV). У них разный порядок лечения и обследований. Более строгий — у «представляющих опасность».
Таким гражданам оказывается медпомощь и обеспечивается диспансерное наблюдение. Они обеспечиваются лекарственными препаратами. Осуществляется ведение Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и больных туберкулезом. В судебном порядке допускается принудительная госпитализация гражданина, больного заразной формой туберкулеза, в случае, если он нарушает санитарный режим, либо умышленно уклоняющегося от обследования в целях выявления туберкулеза, либо больного, умышленно уклоняющегося от лечения.
Кроме того, закон допускает принудительную госпитализацию в психиатрический стационар по решению суда — для лечения либо освидетельствования. Основания — наличие тяжелого психического расстройства, которое влечет его непосредственную опасность для себя или окружающих, или беспомощность, или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без помощи.
Также возможна не «принудительная», а «обязательная» госпитализация или изоляция больных инфекционными заболеваниями и лиц с подозрением на такие заболевания (ковид туда же). В чем разница между «принудительной» и «обязательной», я не знаю. В судебном порядке рассматриваются только две категории дел — о принудительном помещении в психиатрический либо туберкулезный стационар. Процессуальное законодательство России прямо иной возможности ограничить право граждан на свободу передвижения не предусматривает. Однако КАС РФ допускает применение закона по аналогии (ч. 4 ст. 2), поэтому дела о недобровольной изоляции больных ковидом рассматривались в том же порядке, в каком подлежали рассмотрению дела больных туберкулезом.
Относительно вакцинации. ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» предусматривают возможность обязательной вакцинации. Поэтому — нет, вакцинация не является «сугубо добровольной». Этот вопрос решается самостоятельно (вроде как) каждым субъектом РФ. Главный санврач субъекта вправе определить категорию лиц, которая подлежит вакцинации. Вряд ли их будут принуждать к ней в судебном порядке, скорее всего, всё ограничится исключительно дисциплинарными мерами — отстранением от работы, например. Хотя субъекты РФ могут предусмотреть штраф в качестве административного наказания, если соответствующая норма не появится в КоАП РФ.
Помимо этого, закон предусматривает также возможность ограничения репродуктивных прав граждан. Абортирование и стерилизация недееспособных лиц может быть проведена в принудительном порядке по решению суда, вынесенному по заявлению законного представителя.
Вывод
«Мое тело — мое дело», но не тогда, когда это может затронуть право на охрану здоровья других лиц. И если вдруг мое тело представляет угрозу — мне нужно сделать так, чтобы никому не навредить.
Мнение
Я не в восторге от любого рода принуждений — особенно тех, что исходят от государства. Забота об окружающих и о себе должна быть осознанной. Прививайтесь. Те, кому можно — прививайтесь, пожалуйста.
Согласны с автором?