«Крепость» в Краснодаре — это жилье «комфорт-класса» в поселке. Люди купили дома, земельные участки и ждали благоустройства, о котором говорилось на сайте проекта и в буклетах, но это была лишь реклама. Уже несколько лет они живут без нормальных дорог, освещения и другой инфраструктуры. В конце сентября 2023 года 93.RU впервые побывал в этом районе и опубликовал большой материал о том, с чего началась история этого места и какие в нём есть проблемы. Спустя год мы вновь приехали в коттеджный поселок и посмотрели, что там изменилось.
Жители «Крепости» называют себя «крепчанами». Уже больше трех лет они пытаются понять, кто должен им обеспечить инфраструктуру, обещанную при покупке жилья. Застройщик говорит, что свои обязательства выполнил, а мэрия, — что земля не в их собственности и поэтому все вопросы к застройщику. Подробнее о том, чем недовольны жители и что на это отвечают представители власти и строительной компании, рассказываем в этом материале.
Сотни большегрузов на дороге, где проезд для них запрещен
КП «Крепость» окружен поселками Краснодарским, Российским, Индустриальным и Плодородным. В районе последнего сейчас активно ведется стройка новых домов.
Год назад жители рассказали 93.RU, что после их жалоб о состоянии «Крепости» въезд в поселок застройщик открыл для всех. В том числе по главной заасфальтированной улице Новодмитриевской бесконечно начали ездить большегрузы на стройку в Плодородном.
По словам местных, около полугода назад дорогу по этой улице застройщик расширил на полтора метра и уложил асфальт до конца улицы. Там же расширили единственный в поселке тротуар, о чём ранее просили люди. Только вот покрытие не было рассчитано на такой гигантский трафик грузовиков, и новая часть дорожного полотна уже просела.
На въезде в поселок со стороны Плодородного есть знак (по данным мэрии, его установили в сентябре этого года. — Прим. ред.), запрещающий движение большегрузов, но это никому не мешает. За час, как рассказывают местные, проносится по 30 грузовиков и бетономешалок.
Во время встречи с активными жителями поселка наш разговор то и дело перебивал оглушающий шум проезжающих грузовых машин.
— Они с М-4 все едут сюда, там у них склады находятся, разве обычный асфальт потянет такую нагрузку?
Дорога подходит прямо к жилым домам, поэтому тряска от грузовиков, и гул люди слышат постоянно. Жители опасаются, что в случае аварии к ним в забор влетит чья-то машина. Несмотря на огромный поток, на Новодмитриевской до сих пор нет разметки.
— Расстояние от дороги до домов слишком маленькое, дорога большая не должна быть здесь. Дома уже начали трескаться. Дорогу отсюда нужно убирать. Каждому в доме слышно, как несутся большегрузы, грохот такой, что просто невозможно, — рассказывает одна из местных жительниц.
Дело в том, что, по действующим градостроительным документам Краснодара, Новодмитриевская не является дорогой общегородского значения. Как говорят местные, это межпоселковая дорога, которая никак не была предназначена для городского трафика. До сентября 2024-го здесь и общественный транспорт не ходил, но к началу нового учебного года власти объявили, что отменяется школьный подвоз, поэтому по Новодмитриевской пустили автобусы.
— А видите, как сделали? И большегрузы по ней ездят, и автобусы, а она не оборудована для такой техники, и ширина дороги не соответствует нормативам. Если бы здесь ездили только легковушки, на что изначально была рассчитана поселковая дорога, то покрытие бы выдержало. А так, конечно, всё это разваливается.
Чтобы по улице не гоняли большегрузы, установили «лежачих полицейских», но не в привычном для нас понимании, это, скорее, груда растекшегося асфальта на дорожном полотне. Но, как говорят жители, со своей функцией они справляются, грузовики снижают скорость.
Тротуар от дороги никак не огорожен, кроме небольшого каменистого участка, выполняющего роль «ливневки».
— Очень страшно, когда идешь с ребенком и фура несется.
Кроме того, на выезде с прилегающих дорог водители попадают в «слепую зону», обзор перекрывают трансформаторные подстанции или мусорки, из-за чего нередко случаются аварии. «Нам что — ждать, когда кто-то погибнет?» — задаются вопросом местные.
Остановки и пешеходные переходы ждали больше года
Раньше детей забирал школьный автобус в районе улицы Дорожной — это на выезде из «Крепости» — и ехал до школы № 62 в Индустриальном. В сам поселок автобус не заезжал, жители просили исправить это и установить остановки, к застройщику по этому поводу также обращался директор школы в сентябре 2023 года. Тогда представитель застройщика рассказал 93.RU, что «процесс запущен в работу».
Уже в сентябре 2024 года в коттеджном поселке отменили школьный подвоз. В августе представители мэрии рассказали, что в «Крепость» будет заезжать автобус № 46, а детей переведут из школы № 62 в учебное заведение 100-ф в Плодородном, куда и так ходила часть ребят с поселка. Застройщика обязали установить дополнительные остановки на территории «Крепости». В итоге они появились. Спустя год после того, как «процесс был запущен в работу».
Теперь на Новодмитриевской, протяженность которой около трех километров, есть три остановки — заасфальтированные площадки со знаком (хотя по нормативам остановки должны быть каждые 400–600 метров. — Прим. ред.). Но жители жалуются, что нет крытых павильонов, дети мокнут под дождем, ожидая автобус до школы.
При этом пешеходные переходы возле остановок появились только на днях, уже после встречи журналистов 93.RU с жителями. Знаки еще не установили, но разметка уже есть. До этого детям и взрослым приходилось перебегать дорогу на свой страх и риск, не обошлось без несчастного случая.
— Если даже ребенок хотел перейти дорогу, его никто не пропускал, пока взрослый человек не выходил и не поднимал руку. А еще как страшно, когда одна сторона уступит, а другая нет. Смотришь, а маленький ребенок стоит посреди дороги. У нас уже был случай, один большегруз остановился, чтобы уступить дорогу дедушке, а другая машина обгоняла и в итоге сбила пенсионера насмерть. Это было около года назад.
За уличное освещение платите сами
Особенно остро стоит вопрос с освещением в КП «Крепость». Фонари есть только в нескольких кварталах Новодмитриевской, остальная часть поселка с закатом солнца погружается во мрак. Спасают редкие фонари, которые установили владельцы домов и оплачивают освещение за свой счет. После второй смены дети идут домой в потемках.
— Нам предложили освещать улицы за свой счет. Но почему, например, на той же Новодмитриевской мы должны освещать дорогу, по которой едет муниципальный транспорт? Мы ведь относимся к Краснодару, мы платим налоги…
Еще год назад в «Крепости» не было ни одной детской площадки. В октябре застройщик открыл в поселке игровую зону для детей с горками и качелями. Но на площадке и возле нее также нет никакого освещения, а пешеходная «зебра» появилась, как и у остановок, в начале ноября — после жалоб «крепчан».
Жители не раз обращались в мэрию и к застройщику с просьбами решить проблемы поселка. «Крепчане» не понимают, почему остались без обещанного благоустройства, а из поселковой дороги вдруг сделали магистраль с проездом большегрузов.
В поселке больше 15 улиц, большинство из них незаасфальтированы, но сейчас жители просят хотя бы убрать большегрузы из поселка, в том числе с Новодмитриевской, по которой дети добираются до школы и где находится детская площадка. Проблема заключается в том, что эта дорога находится в частной собственности, поэтому мэрия не может проводить там работы, а застройщику — ГК «НВМ» — принадлежит лишь ее часть.
— Застройщик на контакт не идет, только если мы обращаемся в администрацию, тогда он приходит на встречу. А так он и знать нас не хочет. В мэрии говорят — обращаться к застройщику и решать проблемы с ним, — рассказывают местные.
Что говорит застройщик?
Ранее мы писали, что застройкой КП «Крепость» занималась ГК «НВМ». Людям обещали благоустроенную территорию, детсады, школы, площадки для детей, охраняемую территорию и въезд через ворота. Еще год назад представитель застройщика рассказал 93.RU, что в «Крепости» дома были возведены по индивидуальным договорам подряда, а «все обязательства, предусмотренные данными договорами, выполнены: объекты построены». Что касается красивой картинки в буклетах, на сайте и рассказов о благоустройстве во время покупки жилья, то это оказалось просто рекламой, а за действия рекламных менеджеров и риэлтерских агентств «ГК „НВМ“ не может нести ответственность».
При этом после жалоб жителей застройщик за собственные средства всё же расширил дорогу по Новодмитриевской, исправил тротуар и открыл детскую площадку. Но многие вопросы остаются нерешенными, поэтому 93.RU вновь обратились за комментарием к «НВМ».
— По договорам подряда на собственника обязательств по благоустройству населенного пункта возложено не было. Все работы выполняются за счет собственных средств застройщика. При этом у жителей с каждым разом появляются новые и новые требования, однако договоры покупки земли и строительства дома не содержали обязанностей застройщика по благоустройству населенного пункта. Всё благоустройство делается для жителей бесплатно. Также построена современная детская площадка, затраты на которую превысили 30 миллионов рублей, в рамки договора она не была включена.
По данным «НВМ», на расширение дороги по Новодмитриевской ушло 40 миллионов рублей, но «постоянно делать новый асфальт мы не можем». В конце 2023 года остальные улицы «Крепости» отсыпали щебнем, но, как говорят местные, от щебня уже ничего не осталось из-за движения большегрузов.
Повлиять на поток машин, по словам застройщика, они не могут. Что касается дорожных знаков и пешеходных переходов, то эти работы «НВМ» проспонсировали в размере 6 миллионов рублей, а их размещение утвердили дептранс и мэрия.
Отвечая на вопрос об освещении, представитель застройщика сказал, что свет подводят по заявкам жителей (в этом случае они сами оплачивают освещение. — Прим. ред.) На детскую площадку «НВМ» пообещали провести свет, но не уточнили, когда именно это произойдет.
Что говорят власти Краснодара?
Журналисты 93.RU встретились с жителями поселка в конце октября. После этого инициативную группу «крепчан» два раза пригласили в Калининскую сельскую администрацию. Последнюю встречу 6 ноября посетила журналистка 93.RU, там обсуждались сроки решения проблем. Жители говорили администрации, что их «отбросили в каменный век» и застройщик не идет на контакт.
Власти рассказали, что перед началом стройки поселка не было подписано соглашение о комплексном развитии территории, которое бы обязало застройщика обеспечить построенные дома инфраструктурой.
Обсуждая состояние дороги по Новодмитриевской, глава Калининской сельской администрации Сергей Пелих рассказал, что дорога находится в частной собственности (об этом было известно еще год назад. — Прим. ред.), поэтому власти не могут выделить средства на ремонт и благоустройство этого дорожного участка. По словам Пелиха, выход из ситуации — это передача земли, по которой идет дорога на Новодмитриевской, в муниципальную собственность. Этот вопрос планируется обсудить уже с властями города в течение недели. Но на эту процедуру могут уйти годы.
Что касается крытых остановок, то их установит застройщик до конца 2024 года [эту информацию 93.RU также подтвердил вице-мэр Краснодара Владимир Архипов]. Но во время встречи с жителями власти уточнили, что павильоны появятся только по одной стороне дороги, где дети садятся в транспорт и едут в сторону Плодородного.
Избавить «Крепость» от большегрузов власти также не могут, как и застройщик. Это зона ответственности Госавтоинспекции. В ближайшие две недели у Новодмитриевской будет работать пост ДПС, чтобы избежать заезда грузовиков в поселок, но будет ли эта мера продлена — неизвестно. Еще одна мера — ограничение скорости до 40 км/ч, знаки пообещали установить.
Также жители выступили с инициативой поставить арку, чтобы крупногабаритные машины не могли к ним заезжать, но подобная конструкция незаконна и будет снесена по первой жалобе.
В ответ на вопросы жителей, как сейчас им повлиять на проблему с уличным освещением и дорогами, представители Калининской сельской администрации порекомендовали обратиться людям в суд.
Застройка коттеджного поселка «Крепость» продолжается, как и борьба «крепчан» за жизнь в комфортных условиях.