В станице Старокорсунской под Краснодаром по иску прокуратуры изымают земельные участки в районе улиц Таврической и Владимирской, которые уже частично застроены частными домами. Эти земли находятся между участком под новое кладбище, к которому уже есть вопросы, и руслом реки Кубани. С 2019 года люди покупали здесь жилье, строили дома, заселялись, заводили детей. Одни брали кредиты и ипотеки, другие — продавали жилье и машины. В сентябре 2024 года собственники случайно узнали, что земли, в которые они вложили миллионы рублей, хотят изъять по суду, а дома — снести.
Теперь люди не понимают, что будет землей, которую они покупали на кредиты, материнский капитал, да и просто в которую вкладывали свои деньги. Местная администрация сразу же заявила, что не имеет никакого отношения к изъятию. И на всякий случай пригрозила административной ответственностью за несанкционированные митинги.
Журналист портала 93.RU побывал в станице и поговорил с местными жителями, которые не понимают, почему вот-вот могут остаться на улице вместе со своими детьми.
Арестовать, изъять, запретить
— Эти бумажки тут на каждом столбе расклеены. Как только мы узнали, что у нас по суду изымают участки и начали писать во все инстанции, они тут и появились. Буквально на каждом столбе, посмотрите, — говорит Александр, выглядывая в окно машины.
На бумажке, приклеенной скотчем к опоре ЛЭП, написано, что местная администрация никаким образом не может вмешиваться в дела прокуратуры и комментировать ее деятельность. А свою правоту жители могут отстаивать в суде.
На листе А4 идет речь об иске прокуратуры от 27 сентября 2024 года. Первые 16 страниц этого иска занимает список ответчиков — это физические и юридические лица. Сам же иск, как сообщается в шапке письма, подан в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города Краснодара. Согласно документу (есть в распоряжении редакции), прокуратура требует арестовать, а затем изъять 91 участок. А также запретить чиновникам ставить земли на кадастровый учет и выдавать разрешение на строительство.
— Там еще про митинги написано что-то, мол, нельзя, ответственность предусмотрена, — поясняет парень.
Затем Александр приглашает зайти в небольшой дом молодой семьи. Внутри бегают двое сыновей лет 5–6, супруга Александра наливает чай и просит мальчиков сильно не шуметь.
— Собственно, так и живем. Этот участок на улице Таврической, 36 мы покупали в 2021 году. Получил разрешение на строительство, к нам приходил кадастровый инженер. После получения разрешения мы начали строить дом, — рассказывает парень.
«Только встали на ноги, стали жить»
Перед покупкой жилья семья заказывала выписку из ЕГРН, смотрела существующий Генплан. В обоих документах участок значился как земля под индивидуальное жилое строительство.
— Дом построили быстро, меньше чем за год, вложили материнский капитал в стройку. Прописались, стали жить с семьей. Только-только начали на ноги подниматься, а тут оказывается, что нашу землю изымают, а сам дом надо будет сносить. До этого вообще никаких вопросов не было, ни со стороны администрации, которая выдавала разрешение, ни со стороны банка, который выдавал маткапитал, ни со стороны соцзащиты, которая проверяла, в каких условиях живут дети. Это целая куча госорганов, у которых не было нареканий до 2024 года, — подытожил Александр.
В конце сентября одному из собственников участков на улице Таврической пришло заказное письмо. Внутри было уведомление «об изъятии из незаконного владения».
— Сейчас наш участок и соседние находятся под арестом. Кто-то купил землю прямо за день до ареста, кто-то оплатил все работы и начинал стройку, кому-то буквально несколько дней не хватило для регистрации и ввода дома в эксплуатацию, — говорит Александр.
— Мы писали в администрацию. Там нам сказали, что «ребят, да, у вас тут проблемы, понимаем, приходите с 19 октября по 25 октября, оставляйте свои заявления по поводу Генплана». Но при чем здесь Генплан, если нас прокуратура выселяет. Мы с женой продали единственное жилье в Волгограде, все деньги потратили на постройку дома здесь. И куда нам идти с двумя детьми? Да некуда. Здесь около 70 собственников, никто не понимает, что происходит, — резюмирует парень.
С согласованием не было проблем
Татьяна, собственница участка на улице Таврической, 2, переехала в Старокорсунскую из Крыма. Там семья продала дом и на вырученные деньги купила участок на улице Таврической.
— Понимаете, Севастополь достаточно дорогой город для жизни. Долго искали, куда переехать, выбрали участок в Старокорсунской. 31 марта 2022 года мы приобрели этот участок. Ни на каких этапах проблем не было. С согласованием у нас тоже не было проблем. Сейчас, если посчитать всё, то мы вложили в наш дом более 4,5 миллиона рублей, рассказывает женщина, стоя на собственной веранде.
Дом введен в эксплуатацию, и Татьяна вместе с супругом прописана в нем. А сейчас, говорит она, семья рискует остаться без жилья по иску прокуратуры.
— При всех согласованиях, вводе в эксплуатацию — нигде не было никаких проблем. А 27 сентября мы узнали, что вся наша земля арестована. А мы просто вместе с мужем сюда переехали, чтобы спокойно уйти на пенсию. Но вот теперь еще до кучи новый генплан принимают. Вон через дорогу пустой участок, там кладбище они собрались делать. Мало того что по этой дороге грузовики постоянно едут с песком, еще и кладбище здесь будет. Как тут будут жить люди, если здесь почти все берут воду из скважин? — удивляется Татьяна.
На деньги за ранение хотели построить дом
В общей сложности мы поговорили с десятью собственниками участков. На улице Таврической и прилегающей к ней Владимирской улице. Проблема у всех одна: собирали деньги либо взяли кредит или ипотеку, вложились в землю, начали строить дом, но на участок был наложен арест.
Одна из собственниц — многодетная мать Анастасия — говорит, что семья тоже купила участок на улице Таврической. Перед Новым годом планировали начать стройку. Как раз со спецоперации должен был вернуться муж.
— Участок приобрели в апреле 2023 года. Перед Новым годом муж должен был приехать в отпуск. На деньги от выплат за первое ранение мы и хотели построить дом. Я сама не могу этим заниматься, воспитывая одна троих несовершеннолетних детей. Муж в шоке, мы конечно, надеемся, что это ошибка. Он говорит, что ему просто обидно, что он «там» сейчас воюет, а здесь, у нас дома, они творят, что хотят, — говорит Анастасия.
Накануне городские власти заявили, что уже размежеванные участки вдоль Таврической трогать не будут. Причем появилось это не на официальных ресурсах мэрии, а в телеграм-каналах связанных с мэрией блогеров. Депутат из Северского района Сергей Климов опубликовал карту Старокорсунской. На ней видно, что часть участков вернули из зоны озеленения (такой функционал земли указан в проекте нового Генплана) в ИЖС.
Заявления чиновников, по словам жителей, звучат по меньшей мере странно. Во-первых, потому что землю изымает не администрация. Во-вторых, совершенно по другой причине. Кроме того, местная администрация буквально на каждой электроопоре расписалась в том, что никакого отношения чиновники к процессу изъятия не имеют, мол, это всё прокуратура. И на всякий случай предостерегла местных от публичных мероприятий, пригрозив «ответственностью в рамках действующего законодательства» за несанкционированные митинги.
Да и в принципе на участки под изъятие наложен арест, запрещающий любые регистрационные действия с ним на время судебных разбирательств.
Почему вообще начались проблемы?
Согласно материалами Первомайского районного суда Краснодара, в том числе и этот участок, изначально отведенный под ИЖС в Старокорсунской, несколько лет назад достался некоему Давиду Топольяну. По договору цессии владельцы паев земли ликвидированного животноводческого хозяйства «Нива-1» в Старокорсунской передали право требовать компенсацию за изъятые у них участки.
В связи с этим у Топольяна на основании договоров уступки возникло право требовать частичную компенсацию.
Судя по данным сервиса «Контур.Фокус», Давид Топольян — предприниматель из Горячего Ключа. Во всяком случае там он прописан и зарегистрирован как ИП. Первое ИП (связанное с торговлей парфюмерией и косметикой) он открыл 7 апреля 2021 года, а ликвидировал — 4 октября того же года. Второе ИП — действующее с 10 марта — связано с покупкой и продажей недвижки.
Мы связались с Давидом Топольяном и попросили рассказать о ситуации с переуступкой прав на паи, из-за которой сейчас жители Старокорсунской могут остаться без земли и жилья. Он попросил позвонить позже, сославшись на то, что стоит в пробке и не может говорить.
В конце 2019 года решением Советского суда за Топольяном признали право собственности на 14 произвольно выбранных земельных участков с высокой ликвидностью. Всего же Топольян получил 36 гектаров земли.
Прокуратура в своем иске называет это решение Советского районного суда «неправосудным» и указывает на массу нарушений, в том числе и на отсутствие у цедентов (граждан, которые уступали право Топольяну) регистрации права собственности в ЕГРН.
Причем в суде первой инстанции, представитель ответчика — администрации Краснодара — против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что истцами не доказано причинение убытков ответчиком, требования основаны на недействительных сделках, возмещение убытков земельными участками не предусмотрено законодательством, испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены в частную собственность, часть земельных участков не образована, испрашиваемые земельные участки не равнозначны ни по площади, ни по виду разрешенного использования, снятие земельных участков с государственного кадастрового учета невозможно по требованию третьих лиц, пишет издание «За Краснодар». Но обжаловать решение в пользу Топольяна чиновники не стали.
В результате, говорится в исковом заявлении прокуратуры, «произошло неправомерное выбытие земель», которые принадлежат городу. К тому же эти земли отнесены к категории ИЖС и предназначались для застройки. Затем, указывается в исковом заявлении, Топольян раздробил земли на отдельные участки и оформил их в собственность. Следом участки распродавали физическим и юридическим лицам (в том числе и застройщикам). Сейчас на арестованных землях в станице Старокорсунской расположено около 20 частных домов, часть из которых еще не введена в эксплуатацию. Иные находятся на стадии котлована. Но все работы там прекращены по причине ареста земли.
Прокуратура указывает, что договоры цессии должны быть признаны ничтожными, потому что изначально суд признал за цедентами (от которых доли переходили к Топольяну) «несуществующее право на участки».
В качестве обеспечительных мер прокуратура просит суд запретить все сделки с участками, а также регистрационные действия и выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию объектов на этой земле.
Причем здесь Генплан?
По проекту нового Генплана в Краснодаре, который объединят с Правилами землепользования и застройки, для части территорий поменяли назначение. Это коснулось и станицы Старокорсунской. В районе улицы Владимирской (это соседняя с Таврической улица) планируют построить кладбище на месте, где по прошлому Генплану значились спортплощадки, два детских сада, школа, два медучреждения.
— Это наша жизнь, мы тоже рано или поздно попадем в мир иной. Для строительства нового кладбища нужны территории. И мы буферными зонами от всей существующей застройки его огородили, в том числе сохранили социальный кластер, никоим образом не ухудшив проживание людей. Наше Копанское кладбище — 3–4 года, и всё. Я в этом решении ничего плохого не вижу, — сказал по этому поводу глава администрации Краснодара Евгений Наумов.
По словам чиновников, «прогнозируемое» количество жилья в Старокорсунской сокращается. Рядом с кладбищем, по проекту нового Генплана, оставили место для строительства одной школы, одного детского сада, поликлиники и учреждения дополнительного образования.
— По Старокорсунской хотелось добавить, что там предусмотрен кластер, который предусматривает строительство школы на 1875 мест, которая покроет дефицит, и закладывается в перспективу развития массива, где земельные участки предоставлялись многодетным семьям. Один детский садик запроектирован на улице Вознесенской. И есть участок на улице Спортивной, там предусмотрено строительство еще одного детского садика и культурно-оздоровительного комплекса. Как только документ будет принят, мы в дальнейшем начинаем проектирование… Интересы жителей превыше всего, мы старались делать так, чтобы не ущемить их права, — сказала заместитель главы администрации Краснодара Надежда Панаетова.
Что делать людям, которые на соседних участках берут воду из скважин, потому что там нет централизованного водоснабжения, никто говорить не стал.
Помимо маячившего в перспективе кладбища, ареста земельных участков жители улицы Таврической и прилегающей к ней Владимирской заметили, что в проекте нового Генплана Краснодара их земли вовсе отнесены к зоне озеленения, что в принципе запрещает капитальные жилые постройки. Однако власти уже заявили, что размежеванные участки «оставят в зоне ИЖС». И в новом Генплане они войдут в жилую зону. Но как чиновники собирались менять назначение арестованных по иску прокуратуры участков, не совсем понятно. Вопросов в этой истории пока больше, чем ответов.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».