«Хотел бы вам показать лучшие, на мой скромный взгляд, образцы дореволюционной промышленной архитектуры Кубани и Адыгеи. Понятно, что в районах Кубани еще можно найти какие-то строения старых купеческих заводов, а то и вполне себе работающие заводы, но, попасть на их территорию вряд ли получится, так что имеем то, что можно свободно посмотреть, сфотографировать и не лезть туда, где нас не ждут», — блогер Юрий Родригез рассказал о самых красивых памятниках промышленности.
Наиболее интересная промышленная архитектура сегодня находится в Майкопе — столице Республики Адыгея. Сразу скажу, чтобы мои комментаторы, любящие поучать в комментариях, не кинулись к своим клавиатурам, речь пойдет о дореволюционном Майкопе, который был тогда Майкопским отделом Кубанской области. Здесь сохранились и до сих пор вполне себе успешно работают промышленные предприятия, построенные более 100 лет назад, и, как и большинство эклектичной дореволюционной архитектуры Кубани, выполнены в краснокирпичной стилистике.
Начнем с винно-водочного завода, который был построен в Майкопе в 1902 году и назывался «Питейный дом российской монополии». В начале XX века государство решило взять под контроль производство и продажу алкоголя. При этом производство алкоголя запрещать никто не собирался, а продажу обложили акцизом. По всей России стали строиться так называемые казенные винные склады. Тогда-то и появился народное название водки — «казенка».
Часто на фото путают казенные винные склады в Краснодаре, которые находятся на улице Седина, и в Майкопе. А всё потому, что в России тогда был разработан типовой проект такого предприятия, рекомендованный для постройки в разных городах, и теперь похожие здания винных складов можно встретить по всей стране.
Всего было разработано несколько подобных типовых проектов с различной производительностью начиная от 100 и до 600 тысяч ведер.
В первый год работы Майкопского завода смена из 14 человек выдавала 200 ведер водки. Мера «ведро» — это 12,3 литра. Кстати, когда смотришь дореволюционную статистику, алкоголь всегда исчислялся у статистиков в ведрах. Про водку ведрами можно встретить и в литературе того времени. Взять хотя бы у Льва Толстого в «Кавказском пленнике»:
— Пошел он, [Жилин], к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
Все операции на заводе производились вручную, пока в 1937 году не ввели в строй конвейерную систему производства. Завод и сейчас работает по своему профилю. Тут, кстати, помимо самого завода, собственник обустроил в районе предприятия интересные остановочные павильоны в стилистике завода.
Еще одно предприятие Майкопа, который я включил в этот список — пивзавод, основанный в 1882 году купцом из Чехии Вацлавом Товаром, или, как было принято тогда в России называть иностранцев на русский манер Вячеславом Ивановичем Товаром. Первоначально завод именовался как пиво-медоваренный завод «Славянский», а первым пивоваром был чех Антон Рубеш.
В 1910 году город украсило новое здание завода. В то время предприятие было оснащено оборудованием по последнему слову техники. Пиво разливалось вручную в специальные граненые бутылочки с выдавленной надписью «Славянское» В. И. Товара. Уже в 1908 году продукция была отмечена Первой золотой медалью престижного конкурса. В то время варил пиво известный пивовар по фамилии Боучик.
После передачи завода в ведение Советской власти в 1920 году завод стал именоваться Государственный пивзавод № 4 треста «Севкавсельпром».
После войны завод активно развивался и продолжает работать и по сей день. В том числе после войны в период увеличения мощностей завода в ведение завода был передан еще один интересный промышленный объект Майкопа — Солодовенный цех.
Здание бывшего солодовенного цеха Майкопского пивоваренного завода построено в 1910 году как пивомедоваренный завод, принадлежавший Чибичеву Серафиму Никитичу и Арташесу Хорасанову. Завод назывался «Северный Кавказ» и основан был еще в 1891 году.
В дореволюционных изданиях адрес завода указан как пивзавод № 9 «Северный Кавказ». Серафим Никитич был гласным городской думы Майкопа, членом попечительского совета Майкопской женской гимназии. В настоящее время в здании расположен отель «ХАТИ ЛОФТ», а здание с виду находится просто в наидеальнейшем состоянии.
Я планировал остановиться в этом отеле, когда был в Майкопе, и показать, как он выглядит внутри, но на мои даты, увы, номера оказались заняты, поэтому покажу только фотографии с официального сайта отеля.
Новороссийский элеватор тоже смело можно добавлять в список лучших образцов промышленной архитектуры Кубани дореволюционного периода. Это грандиозное строение не только с точки зрения архитектуры, но и его внутренних технических решений, которые были впервые применены в мире.
Строительство огромного элеватора было вызвано необходимостью вывоза огромного потока зерна, хлынувшего в порт Новороссийска с Кубани, Дона, Поволжья и Ставрополья. Старые амбары не справлялись, и собственник порта и железной дороги, Владикавказская железная дорога, принял решение построить новый элеватор. Проект здания разработал инженер Станислав Кербедз. Длина здания составляла 160 метров, высота центральной башни — 40 метров. Для прочности элеватор был построен прямо на скальной породе, а на кладку ушло около 10 миллионов кирпичей. В здании использовался камень, кирпич, железо, поэтому оно считалось несгораемым. Просто нечему было гореть. После сдачи элеватор стал вторым в мире по своим объемам. Больше него был только элеватор в американском Чикаго.
Для работы элеватора было разработано уникальное оборудование, а трехфазная электростанция русского инженера Доливо-Добровольского впервые в мире была применена именно тут. Благодаря электрификации на таком огромном элеваторе работало всего 60 человек. Для конца XIX века сооружение было чудом инженерной мысли, поэтому на элеватор водили экскурсии с обязательным подъемом на смотровую площадку на самой высокой точке здания. Оттуда открывался великолепный вид на Новороссийск, так как это было самое высокое здание в городе.
Во время Гражданской войны уникальное оборудование элеватора было разграблено. Часть из него вывезли белогвардейцы и их союзники. После Гражданской войны элеватор снова запустили, но при оккупации немцами в годы ВОВ уникальное сооружение вновь подверглось мародерству.
А вам какое здание понравилось больше всего?