Город Канатное метро, «Аврора», наземка, аэропорт и цирк. Что стало с самыми масштабными проектами Краснодара?

Канатное метро, «Аврора», наземка, аэропорт и цирк. Что стало с самыми масштабными проектами Краснодара?

Нейросеть помогла представить, как они выглядели бы после реализации

Представить Краснодар будущего с реализованными масштабными проектами пока может только нейросеть

Краснодар — город, который всегда стремится к развитию и модернизации, однако некоторые амбициозные проекты порой остаются лишь на бумаге. В последние годы местные власти и общественники обсуждали множество крупных инициатив: от канатной дороги, которая должна была разгрузить транспортный поток до реконструкции цирка и кинотеатра «Аврора», и даже строительство нового района, который должен был стать современным центром города.

Некоторые из этих проектов все еще имеют шанс на реализацию, в то время как другие остались в подвешенном состоянии или оказались вовсе забыты. Редакция 93.RU рассмотрела основные нереализованные проекты Краснодара, чтобы понять, на что из этого еще можно надеяться.

А заодно мы обратились за помощью к нейросети ChatGPT, чтобы она рассчитала возможность создания всех этих объектов на основе имеющихся данных и цифр. Искусственный интеллект не подвержен коррупции, а значит может честно рассказать, во сколько может обойтись новый район или аэропорт.

Канатное метро

Экзотическая задумка оказалась чересчур дорогой

Идея строительства канатного метро в Краснодаре начала формироваться в администрации города в 2017 году. В 2018 году проект был впервые представлен на Российском инвестиционном форуме (РИФ), где его стоимость оценили в 11 миллиардов рублей. Предполагалось, что общая протяженность канатных линий составит 32 километра, а пассажиропоток достигнет 35 миллионов человек в год.

Проект канатного метро был спроектирован по кольцевой схеме с девятью остановками, включая такие ключевые точки, как Западный обход, ЖК «Немецкая деревня», мегацентр «Красная площадь», гипермаркет «Лента», Краевая клиническая больница, стадион «Краснодар», ТЦ «Галерея», Ботанический сад и Троллейбусное депо. В дальнейшем планировалось расширить проект до 36 километров с 13 станциями, рассматривая канатную дорогу как дополнительный вид общественного транспорта для решения проблемы пробок в городе.

Для реализации проекта власти города планировали привлечь инвесторов и даже получили предложение о технической поддержке от Нового банка развития БРИКС на сумму $400 тысяч. Эта поддержка включала консультационные услуги для углубленной оценки проекта и подготовки его к стадии, когда он мог бы заинтересовать внешних инвесторов. Участие в проекте также рассматривала австрийско-швейцарская компания Doppelmayr.

Несмотря на положительные отзывы финансовых аналитиков о жизнеспособности проекта, с минимальным объемом инвестиций около 1 триллиона рублей, в 2021 году власти города пересмотрели свои планы. Они заявили, что канатное метро будет предназначено в основном для туристов и не сможет решить транспортные проблемы Краснодара.

3 августа 2023 года мэрия Краснодара официально отказалась от идеи строительства канатного метро, признав проект неэффективным из-за его высокой стоимости и недостаточной способности решать глобальные транспортные проблемы города.

В случае успеха в теории это могло бы разгрузить дороги

Что если…

Мы попросили нейросеть придумать проект канатки, используя доступные данные по городу. ИИ все расписал, но стоимость оказалась значительно выше:

Протяженность линий канатного метро: 40-45 километров. Средняя высота подвеса кабинок: 15-20 метров над землей. Количество станций: 15-18. Расстояние между станциями: 2,5-3 километра. Вместимость кабинок: 25-30 человек. Скорость движения: 25-30 км/ч. Интервал движения: 2-3 минуты в часы пик. Ориентировочная стоимость: 25-30 миллиардов рублей. Данная сумма включает в себя строительство инфраструктуры, закупку подвижного состава и оборудования.

Новый цирк

Так бы могло выглядеть здание, построенное по «фигуре» нынешнего

Краснодарский цирк, построенный в 1970 году, является одним из самых узнаваемых зданий города благодаря своему уникальному фасаду, украшенному мозаиками с древнерусскими, древнеегипетскими и древнегреческими сюжетами. Несмотря на свою историческую ценность, здание нуждалось в масштабной реконструкции, так как с момента постройки капитальный ремонт в нем не проводился.

В январе 2022 года губернатор Вениамин Кондратьев объявил о закрытии цирка на реконструкцию. В июне того же года был заключен контракт с ООО «Бизнес-Строй-Групп» на разработку проектной документации стоимостью более 65 миллионов рублей. Предполагаемая стоимость самого строительства оценивалась в 1,7 миллиарда рублей.

Однако подрядчик сорвал сроки, и в феврале 2023 года был заключен новый контракт с ООО «Архитектурное наследие». Основные работы по проекту должны были завершиться к концу 2023 года, а непосредственно ремонт планировалось начать с апреля по июнь 2024 года.

На сегодняшний день информации о ходе реконструкции цирка по-прежнему нет. Несмотря на проведенные инженерные изыскания и технические обследования, а также завершение формирования архитектурных и технологических решений, работы на объекте так и не начались. Были заключены еще два контракта — на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения и на проведение госэкпертизы по инженерным изысканиям (по нему в июле пришло положительное заключение).

В краевом депстрое сообщили, что это связано с длительной работой над проектной документацией из-за «определения концепции по реализации проекта». Позже выяснилось, что в начале августа был заключен контракт на 539 тысяч рублей с «Краснодаркрайгосэкспертиза», информацию об этом журналисты 93.RU нашли на сайте «Госзакупок». Эта компания как раз проведет госэкспертизу проектной документации, включая проверку сметы. Срок исполнения контракта, в том числе оплата работ, — 11 октября 2024-го.

Реконструкция предполагает полное благоустройство прилегающей территории, увеличение зрительного зала и возможность проведения шоу на льду и на воде. Старое здание будет снесено, а на его месте построено новое, которое сможет принимать не только цирковые, но и городские и краевые мероприятия. Смальтовые мозаики на фасаде сохранят и восстановят утерянные фрагменты.

Вместимость цирка увеличится до 1800 мест, появится больше пространства в фойе, летняя площадка и кафе. Для зрителей, приехавших на личных автомобилях, построят двухуровневый подземный паркинг на 192 места, а также дополнительный въезд и парковку для автобусов. Условия работы служащих цирка также улучшатся: им обещают современные гримерки и комфортные зоны для размещения животных.

Внутри обещают водные представления

Что если…

По мнению нейросети, масштабы реконструкции слишком малы для города с таким количеством жителей. Судя по всему, нынешние планы рассчитаны на официальные данные о населении, но если предположить цифры вдвое больше (да и с расчетом на будущее), то ИИ предлагает увеличить количество мест в зрительном зале до 2000-2500 мест. Количество мест на подземной парковке должно составить 300-400 мест.

Кинотеатр «Аврора»

«Аврора» является одним из знаковых зданий города, сочетающим в себе архитектурную ценность и богатую историю. Кинотеатр построили в 1967 году. Автором проекта стал сочинский проектный институт «Гипрокоммунстрой», а главным архитектором — Евгений Сердюков. Первый сеанс здесь состоялся 14 мая 1967 года, на нем был показан фильм «Залп Авроры»

В 1981 году кинотеатр признали памятником архитектуры. В 2000-х годах внутри провели реконструкцию, в ходе которой заменили проекционную и звуковую аппаратуру, отремонтировали интерьеры и заменили кресла в зрительных залах. В ноябре 2009 года в большом зале установили цифровой проектор.

А 29 января 2015 года «Аврора» закрыли на более масштабную реконструкцию, которая должна была продлиться до середины 2016 года. Однако из-за отсутствия финансирования работы были приостановлены. В ходе ограниченного ремонта отреставрировали фасад кинотеатра и скульптуру Авроры, которые вместе составляют единый архитектурный комплекс.

В 2019 году администрация города и компания предпринимателя Сергея Галицкого «Инвестстрой» заключили концессионное соглашение о восстановлении «Авроры», оценив его в 2,8 миллиарда рублей. Изначально планировали реализовать грандиозный многоуровневый проект, но после начала спецоперации и введения санкций это стало невыполнимой задачей. В итоге бизнесмен решил восстановить «Аврору» в прежнем виде.

Непосредственно работы хотели начать в этом году, но потом соглашение с фирмой продлили до 2028 года. В феврале сообщалось, что проект реконструкции кинотеатра разработают до конца 2026 года. Однако инвестор пообещал завершить работы раньше: «предположительно, в 2024 году».

Сейчас на территории самого кинотеатра инвестор проводит первоочередные противоаварийные работы в целях сохранения здания. В частности, там вырубили деревья, которые мешали работам, усилили фундаменты. Сроки завершения самих реставрационных работ остались прежними — до конца 2028 года.

Таким мог бы быть VIP-зал

Что если…

Хотя планируемое количество мест в кинотеатре неизвестно, нейросеть рассчитала, сколько нужно, учитывая население Центрального округа и города в целом. По ее мнению, обычно, в крупных городах около 10-15% населения может посещать кинотеатр в течение года.

Если предположить, что каждый посетитель ходит в кинотеатр в среднем три раза в год, то общее количество посещений будет: 6466.5. То есть, чтобы обеспечить комфортное размещение всех желающих, можно установить вместимость зала на уровне 300-400 мест. Это позволит проводить несколько сеансов в день и удовлетворить спрос.

Новый Краснодар

Новому району понадобятся широкие дороги

Идея создания нового района в Краснодаре начала формироваться в 2019 году, когда власти города представили проект на площади 1500 гектаров, расположенный на северо-востоке краевой столицы, между поселками Знаменский и Лорис. Изначально планировалось, что новый район сможет вместить около 300 тысяч жителей, однако позже эта цифра была скорректирована до 220 тысяч.

Строительство первых объектов нового района планируется начать в 2025 году, а завершить все работы к 2043 году. Еще в 2019 году губернатор Кубани Вениамин Кондратьев оценил концепцию развития данной территории, присутствуя на стройке очередного жилого комплекса. Тогда же территория была передана из федеральной собственности в муниципальную.

14 октября 2021 года специалисты из НИИ Перспективного градостроительства представили архитектурно-планировочную концепцию для северо-восточной части города. В рамках этой концепции район был разделен на различные функциональные зоны: жилые, рекреационные, производственные и общественно-деловые.

4 февраля 2022 года тогда еще вице-губернатор Андрей Алексеенко сообщил о планах завершить разработку концепции к весне того же года. Однако выполнение проекта затянулось, и окончательная версия концепции была представлена только в октябре 2023 года.В конце зимы — начале весны 2024 года на строительной выставке была организована экспозиция с макетом нового района. И это была его последняя крупная презентация.

Из 1500 гектаров около 635 отвели под жилую застройку. Средний размер квартала составит 0,8 гектара, а этажность зданий варьироваться от 6 до 9 этажей для обычных домов и от 12 до 18 этажей для высотных зданий. Общая площадь жилья составит около 5,5 миллиона квадратных метров, а коммерческих площадей — порядка 800 тысяч квадратных метров (порядка 80 тысяч рабочих мест).

Предусмотрено строительство социальной инфраструктуры: 22 школы на 31,5 тысячи мест, 36 детских садов на 19,5 тысячи мест и восемь поликлиник. здание для Кубанского казачьего хора, центр реабилитации и социального обслуживания, а также дворцы технического творчества, скверы, парки и бульвары.

В числе других ключевых сооружений запланированы спортивно-событийные комплексы с ледовыми аренами и стадионами, медицинский центр, аквапарк, выставочный центр, торговые центры и деловые кварталы, включая высотные здания.

Также будет построен торговый комплекс с кинотеатром, цирк, два театра, дом культуры, дом детского творчества и музей современного искусства. Планируется создание университетского кампуса и образовательного кластера, квартал региональной администрации.

Для обеспечения транспортной доступности нового района запланировано создание трамвайного кольца и подземного трамвая, который свяжет район с железнодорожным вокзалом. Планируется строительство трассы от улицы Тихорецкой до аэропорта Краснодар с тремя развязками. А поскольку для нового района недостаточно существующих инфраструктурных ресурсов в сфере ЖКХ, власти собираются построить водозаборы, новые очистные сооружения и подстанцию

Кроме того, администрация рассматривает возможность переноса администрации Краснодарского края в новый район для снижения трафика в историческом центре города. Общая протяженность автомобильных и велосипедных дорожек составит 150 километров, плотность уличной сети — 10 километров на квадратный километр. Также предусмотрено посадить не менее 112 тысяч деревьев.

На данный момент разработка концепции завершена, но реализация проекта явно затянулась. Чиновники планируют разбить его на несколько лотов для продажи инвесторам через аукцион. В начале лета 2024 год была готова лишь общая концепция района, которая несколько раз менялась. А каждый квартал собираются прорабатывать отдельно.

Аллеи и зеленые зоны там тоже планируются

Что если…

Нейросеть оценила масштабные планы властей, но критически отнеслась ко срокам и возможным расходам:

— Санкции уже привели к нехватке строительных ресурсов, удорожанию материалов и нарушению логистических цепочек, что может значительно затянуть сроки строительства и увеличить его стоимость. Необходимо учитывать также расходы на развитие социальной инфраструктуры, которая включает школы, детские сады, поликлиники и другие объекты.

ИИ также считает, что первоначальная задумка по размещению в «новом Краснодаре» 300 тысяч человек была правильной — это «могло бы сделать район более привлекательным для инвестиций и обеспечить более эффективное использование инфраструктуры». Однако при этом реальный срок завершения работ может быть значительно увеличен.

Новый аэропорт

Масштабы терминала рассчитаны на самую высокую загрузку

В конце февраля 2021 года на международной архитектурно-строительной выставке был представлен проект нового аэровокзального комплекса аэропорта Краснодара. Проект предусматривал строительство нового терминала площадью 83 тысячи квадратных метров, а также объектов служебно-технической территории аэропорта. Новый комплекс планировалось расположить на 3,5 километра восточнее существующего аэропорта.

Осенью 2021 года к строительству нового комплекса приступила компания «Аэротерминал». Ожидается, что после ввода в эксплуатацию нового терминала в 2026 году, аэропорт сможет обслуживать до 10,5 миллионов пассажиров в год, а его пропускная способность возрастет до 30 взлетно-посадочных операций в час.

Новый терминал будет состоять из трех этажей. На первом этаже разместятся зоны регистрации на внутренние и международные рейсы, а также зоны для сдачи и выдачи багажа, камеры хранения, кассы, медицинский пункт, магазины и кафе, зал прилета. Второй этаж будет предназначен для трансфертных пассажиров и VIP-залов, а также комнат матери и ребенка и служебных помещений для пограничников и таможенников. На третьем этаже будут находиться залы ожидания для пассажиров внутренних и международных рейсов, включая зону общепита и зоны предполетного досмотра.

Общий объем инвестиций в проект оценивается более чем в 53 миллиарда рублей. В эту сумму входят благоустройство прилегающей территории, строительство парковки на почти 700 мест, инженерные сооружения и здание госкорпорации по организации воздушного движения в России. Стоимость самого терминала составляет около 34 миллиардов рублей.

Новый аэропорт станет частью крупного транспортно-пересадочного узла, который также будет включать новый железнодорожный вокзал и автобусную станцию. Пассажиры смогут воспользоваться 10 телескопическими трапами для удобного перехода из самолета в здание аэропорта без необходимости пересаживаться в автобус.

Откроется ли воздушное пространство в Краснодаре к 2026 году — вопрос

Что если…

Нейросеть уверена, что новый аэропорт сможет удовлетворить потребности города даже при консервативном прогнозе. Однако с учетом того, что фактическое население может быть вдвое больше официальных данных, и роста туристического потока, вероятно, стоит рассмотреть возможность дальнейшего увеличения мощностей аэропорта.

Наземное метро

Железная дорога могла бы сильно разгрузить пассажиропоток агломерации

Проект наземного метро в Краснодаре начал обсуждаться с 2015 года. Идея заключалась в использовании существующей железнодорожной инфраструктуры для соединения города с соседними населёнными пунктами, такими как Динская, Северская, Васюринская и Новотитаровская.

В начале 2017 года был представлен проект «Наземка — Наземное метро Краснодарской агломерации», который предполагал запуск маршрутных электропоездов по железнодорожным путям и строительство до 14 платформ с перехватывающими парковками.

Тогда еще глава Краснодара Евгений Первышов оценил создание наземного метро в 80 миллиардов рублей и назвал сумму неподъемной для города. В итоге проект отодвинули на задворки.

Ситуация изменилась в феврале 2019 года, когда был открыт железнодорожный обход Краснодара на год раньше запланированного срока. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев представил схему развития «наземного метро», которое должно было соединить кубанскую столицу с пригородами.

Проект планировалось вводить в три этапа. Первый этап должен был связать станицу Новотитаровскую и Северский район (Афипская) с центром Краснодара, а также соединить северную часть города с восточной. Это включало ветку от станции Витаминкомбинат до Краснодар-Сортировочный.

Второй этап предполагал связь вокзала Краснодар-1 со станицей Динской через поселки Плодородный и Индустриальный. Третий этап включал развитие пригородного скоростного железнодорожного сообщения между центром Краснодара, городским аэропортом и Усть-Лабинским районом.

Планировалось, что по маршрутам будут курсировать электропоезда «Ласточка». Однако на сегодняшний день проект не был реализован, несмотря на регулярные обсуждения о необходимости развития городской электрички как со стороны общественников, так и городских властей.

«Ласточки» пока — только на побережье

Что если…

По расчетам нейросети, в рамках Краснодарской агломерации проект наземного метро должен включать: протяженность линий около 121 км, более 50 станций, минимум шесть поездов в 4-6 вагонов на 200 пассажиров. Стоимость проекта действительно может составлять 80 миллиардов рублей или больше.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Всё делают втайне». Депутат гордумы Краснодара возмутился планами построить храм в Юбилейном
Анонимное мнение
Мнение
«Кто-то невидимый разрывает тебе мышцы на ногах»: переболевшая рассказала о злобном вирусе, который косит всех вокруг
Анонимное мнение
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
«Нарушает концепцию набережной». Краснодарский урбанист — об участке под будущий храм на ЮМР
Анонимное мнение
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления