«Споры об этом фильме сталинской эпохи в кругах кинокритиков и историков не утихают до сих пор. Одни считают фильм "лакировкой" сталинской действительности, которая выглядела на самом деле далеко не так, как показано в фильме, другие — что фильм подарил людям надежду на светлое будущее после разрушительной войны и голодных лет, создал вдохновляющую картину — славу трудовому подвигу народа, замечательным людям, кубанцам с хорошей музыкой и песнями, пускай и не совсем кубанскими народными», — краснодарский блогер и путешественник Юрий Родригез побывал в Курганинске, где снимали знаменитый фильм «Кубанские казаки». Публикуем его рассказ о том, где и как создавали картину, получившую невероятную известность и полюбившуюся миллионам советских зрителей.
В марте 1950 года на экраны Советского Союза вышла музыкальная комедия режиссера Ивана Пырьева «Кубанские казаки».
«Новый фильм И. Пырьева повествует о счастливой жизни советской колхозной деревни, о силе крепости колхозного строя, о чести, доблести и геройстве колхозных тружеников», — писала газета «Советское искусство» в номере от марта 1950 года.
Еще в 1946 году, накануне Нового года, в «Огоньке» была напечатана оптимистичная заметка секретаря Краснодарского крайкома Петра Селезнева:
«Кубань живет хорошо, на славу! Колхозные закрома полны, урожай собрали вовремя и все другие работы справили. В этом году наш край дал государству шестьдесят четыре миллиона пудов хлеба, на пять миллионов пудов больше, да мяса сдали без малого вдвое больше против прошлогоднего».
В это же время на рассмотрение Сталину поступает подборка документов об истинном положении дел с продовольствием в стране. Сопроводительную записку к ним пишет сам Берия, который рассказывает о жалобах на тяжелое продовольственное положение и сообщениями о случаях опухания на почве голода во многих регионах страны. А еще и неурожайный 1947 года… Да что уж говорить, если в самом фильме лучший и самый богатый в районе на цветущей Кубани колхоз только что провел электричество, что у председателя другого колхоза вызывает удивление и скрытую зависть. И это после плана ГОЭЛРО?
Кубань — житница страны
Фильм «Кубанские казаки» решено было снимать на Кубани — богатейшей житнице Советского Союза. Как писал в своих воспоминаниях сам Пырьев, «Кубань хоть и похожа на Украину, но это — Россия. На Кубани было казачество. Там любят и выращивают хороших коней, а значит, любят конные состязания, скачки. На Кубани своеобразная речь, так называемый суржик — смесь украинского языка с русским, там поют хорошие песни, там красивые женщины и лихие парни…»
По замыслу режиссера, на колхозную ярмарку как на своеобразный праздник урожая съедутся после окончания уборочных работ колхозники всего района и здесь будет разыгрываться основное действие. Не смутило Пырьева и то обстоятельство, что на Кубани в то время не было ярмарок, но режиссер помнил дореволюционные ярмарки с их атмосферой праздника, радости, азарта и захотел воскресить всё это в фильме.
Фильм снимался в трех районах Кубани: Курганинском, Новокубанском и Гулькевичском. Но основные действия картины — ярмарка — снимались в станице Курганной, ныне городе Курганинске. Там же снимали панорамные виды полей и реку Лабу. Поэтому, приезжая сегодня в Курганинск, вы непременно встретите такое высказывание: «Курганинск — родина фильма "Кубанские казаки"».
Станица Курганная была выбрана для съемки фильма из примерно десяти районов страны, предложенных идеологическим аппаратом партии. Пырьев вспоминал в мемуарах, как рассказал партийному чиновнику, что задумал поставить комедию из колхозной жизни, и услышал в ответ: «Комедию не позволим, товарищ Пырьев. Колхозы — детище партии. Насмехаться над ними не позволим».
Любопытен один документ — рассекреченная (!) выписка из протокола заседания бюро Краснодарского крайкома партии, который обязывал Курганинский райком и райисполком организовать размещение по квартирам съемочной группы фильма в количестве 110 человек, выделить бригаду столяров и плотников для строительства декораций, привлечь две тысячи человек на массовые съемки. Представляете, съемки фильма были засекреченной информацией.
В то время в станице, конечно же, не было гостиниц, поэтому столичных звезд расселили в обычных станичных саманных хатах местных жителей. «Наша местная администрация даже провела конкурс, какая хата, какой дом примет и расселит "Мосфильм"», — говорит Елена Гончарова, директор Курганинского исторического музея. После того как жители Курганной узнали о съемках фильмах в их станице, началось настоящее безумие.
Камеры, рельсы, декорации, актеры — для простых колхозников это был другой мир. В массовке участвовало 2000 местных жителей. Ажиотаж был огромный, люди стремились попасть в массовку, ведь за каждый съемочный день платили по 25 рублей — на тот период огромные деньги, особенно для селян. А еще они недоумевали, что овощи и фрукты для ярмарки были натуральными, а вот мясные продукты и конфеты сплошь бутафорскими, но в красивых обертках.
На пустыре у старого курганинского элеватора построили декорации для съемок сцены ярмарки. Наспех построенные бутафорские красочные павильоны-магазины, крытые прилавки для торговли образовали целую улицу и площадь. Рядом было оборудовано место для развлечений — высокие качели, карусель, павильончики, где продавали мороженое, конфеты, ситро, морсы. Завезли очень много хозяйственных товаров, культтоваров, зерно в мешках стояло открыто рядом с магазином. Постоянно играла музыка, люди приходили посмотреть, потолкаться среди нарядной и обычной публики, окунуться в эту веселую праздничную суету.
Интересная история происходила с одним из реквизитов на съемочной площадке — обычными надувными шариками. Воздушные шары выдавали детям на время съемки и забирали обратно — это был страшно дефицитный товар. Многие дети тогда впервые увидели воздушные шары и каждый старался утащить реквизит домой. Съемки эпизода с шарами начинались с того, что Пырьев был страшно не доволен тем, что на площадке не хватало шаров. Воздушные шары снова выдавали массовке.
В августе 1949 года в местной газете Гулькевичского района «За первенство» появилась небольшая заметка, в которой автор писал:
«Колхоз им. Куйбышева оказал большую помощь съемочной группе "Мосфильма" в съемке нового художественного кинофильма "Веселая ярмарка". Сельхозартель и колхозники для съемки картины выделили несколько велосипедов, 14 пар живого тягла, столы и другое имущество. Были засняты моменты косовицы хлеба вручную, простейшими уборочными машинами, скирдования хлебов, а также работы на колхозном току».
Доминантой ярмарки стала арка, раскрашенная цветами радуги. После съемок фильма выстроенный городок разобрали. Тогда же все товары этой ярмарки с большой охотой раскупили жители станицы, многих товаров тогда не было в станичных магазинах.
Ярморочную арку выкупил председатель колхоза у съемочной группы и установил ее в Курганинске, на перекрестке улиц Розы Люксембург и Демьяна Бедного. Арка стала своеобразным ориентиром. «Живу за аркой», — говорили курганинцы. В годы перестройки арка исчезла.
В смонтированный фильм на студии попало менее одной десятой отснятого материала. Так, что в запасниках студии «Мосфильм», возможно, еще хранится немало кадров курганинцев, участвовавших в массовке, но так и не попавших в окончательную редакцию фильма. Главные герои фильма Марина Ладынина, Клара Лучко и Сергей Лукьянов тоже были на съемках в ярмарочном городке, но они снимались не при массовом наплыве глазеющих, так что их мало кто видел. Многое было заснято на полях Кубани, на стадионе, в колхозе — большинство этого не видели тоже.
«Кубанские казаки» становятся блокбастером
Главному кинокритику страны — товарищу Сталину — картина понравилась. По легенде, после просмотра он сказал: «А всё-таки неплохо у нас обстоит дело с сельским хозяйством». То ли в шутку так сказал Сталин, то ли действительно был очарован умелой «лакировкой советской действительности». По другой версии, фраза звучала так: «Я всегда знал, что у нас в деревне живут очень хорошо!» Он же предложил название для фильма не «Веселая ярмарка», как он и назывался по сценарию, а «Кубанские казаки».
Фильм публикой был принят восторженно. Отчасти из-за того, что это была одна из первых в стране цветных картин. Создателей его «осыпали» званиями и премиями. Когда фильм пришел в Курганную, то первые просмотры шли под контролем председателя сельсовета или стража порядка, потому что станичники пальцами тыкали в экран, пытаясь показать, где стоит он, она, где соседи, знакомые. Приходилось утихомиривать зрителей. Многие говорят, что после выхода фильма на экраны население Курганинского района стало увеличиваться. Люди стремились попасть в благодатные места, находясь под впечатлением от увиденного в картине. Однако реальность всё же была далека от ярмарки и ее веселья.
Первые показы кинокартины состоялись в Краснодаре в кинотеатре «Кубань». Желающих увидеть фильм было столько, что за билетами выстраивались очереди из сотен человек. Ленту приходилось крутить по пять раз в день. В целом ее посмотрело 40 миллионов человек. Успех фильма был столь ошеломителен, что в Москве на фасаде одного из домов главной магистрали города — улице Горького несколько месяцев вместе висели гигантские портреты Сталина и главной актрисы фильма Марины Ладыниной.
Запорожская казачка Клара Лучко
Главную женскую роль в фильме играла жена Пырьева — талантливая актриса Марина Ладынина. Сама она, правда, была сначала недовольна этим: слишком уж отличалась роль от привычного ей амплуа. Вторая женская роль — молодой колхозницы и кубанской казачки Дарьи Шелест — досталась начинающей актрисе Кларе Лучко. Почему режиссер остановил свой выбор на ней, неизвестно, возможно, из-за ее типажа, ведь девушка происходила из рода запорожских казаков. На главную мужскую роль — председателя колхоза Гордея Ворона — после длительных поисков и многочисленных проб был назначен артист Театра им. Вахтангова Сергей Лукьянов. Когда он увидел Лучко, то сказал: «Я пропал!» После окончания съемок они поженились и прожили вместе 15 лет, до самой смерти актера.
В 2003 году Клара Лучко была почетной гостьей торжеств по случаю 150-летия Курганинска и вместе с тогдашним губернатором края Александром Ткачевым открыла восстановленную к юбилею города знаменитую ярмарочную арку.
После ухода актрисы из жизни весной 2005 года главную площадь Курганинска переименовали в площадь им. Клары Лучко, а рядом, в скверике, установили символический памятный знак — бронзовый сноп пшеницы и ветка калины, перевитые кинопленкой.
Тогда же А. Ткачев предложил проводить ежегодный фестиваль памяти народной артистки в Курганинске. Его назвали «Казачьи зори над Лабой». Теперь калина — символ фестиваля, ведь одна из главных песен в фильме была «Ой, цветет калина в поле у ручья», написанная специально для «Кубанских казаков» композитором Исааком Дунаевским.
В городском историческом музее Курганинска значительная часть центрального выставочного зала отведена уникальной экспозиции, посвященной жизни и творчеству Клары Лучко. Другой такой по масштабу и количеству экспонатов в России нет. Фактически это мини-музей актрисы.
Также в музее хранится подлинная афиша фильма 1950 года, с которой и был нарисован мурал на кинотеатре «Победа». Эту афишу курганинскому музею подарил «Мосфильм». Она была передана Кареном Шахназаровым (уроженцем Краснодара) министру культуры Краснодарского края Н. Г. Пугачевой.
Хрущев и борьба с киноизлишествами
В своем докладе XX съезду КПСС «О культе личности и его последствиях» в 1956 году генсек Никита Сергеевич Хрущев выступил с резким осуждением сталинской политики. Под раздачу попал и фильм «Кубанские казаки». Хрущев обвинил картину в «пикировке действительности», и она надолго исчезла с экранов. Панорамы изобилия на ярмарочных прилавках трактовались как отступление от правды жизни, да еще с особым цинизмом: страна-то голодала после военной разрухи и случившегося неурожая. Что и было поставлено режиссеру в вину с самой высокой трибуны. Постановочное веселье на колхозной ярмарке имело сходство с пиром во время очередной чумы. Официозная критика объявила пырьевский «кинолубок» отражением «подлинной реальной кубанской колхозной действительности». Естественное, после таких слов лидера страны фильм запретили, а почти все его копии уничтожили.
Брежнев и кинооттепель
Так бы эта лента и канула в Лету, если бы не следующий руководитель государства — Брежнев. В 1967 году, спустя почти 12 лет после запрета, Леонид Ильич вспомнил про «Кубанских казаков», ведь раньше ему этот фильм очень нравился. И вот заведующий отделом культуры ЦК КПСС Василий Шауро собирает специальное совещание творческой интеллигенции. Все, естественно, очень хотят вернуть фильм народу. При развитом социализме второго Ильича полностью претворились в жизнь заветы первого Ильича. Колхозники вновь могут держать свиней и корову, получают какую-никакую зарплату и даже пенсии. Жаль Пырьева, большой художник не дожил чуть-чуть до этих светлых дней… Картину тут же отыскали на запылившейся полке и принялись редактировать. Из нее убрали большую часть упоминаний Сталина: начиная от кадров с бюстом, заканчивая репликами. Да, ради этого даже пришлось изменить часть диалогов и актерам пришлось переозвучивать своих персонажей. После этих приготовлений фильм повторно выпустили в прокат. Именно эту редакцию нам сейчас и показывают.
В 2011 году предпринимались попытки найти оригинал картины, но безуспешно. Сейчас считается, что первая версия фильма безвозвратно утеряна. А жаль — интересно было бы посмотреть на оригинальный авторский взгляд 1949 года.