Знаете ли вы, что два раза в XIX веке столицу черноморских казаков пытались перенести из Екатеринодара (ныне Краснодара) в другое место? Кубанский блогер и путешественник Юрий Родригез расскажет, почему возникли идеи переноса и к чему они в итоге привели.
Сразу оговоримся, что речь идет о Екатеринодаре, дореволюционной столице черноморских казаков, которые в 1793 году в Карасунском куте (современное место нахождения Краснодара) основали город Екатеринодар, в 1920 году переименованный новой советской властью в Краснодар.
Невознаградимая ошибка
Выбирая место под строительство будущего войскового города Екатеринодар, черноморские казаки видимо ориентировались на стратегическое местоположение и совсем не подозревали о неблагоприятном микроклимате урочища Карасунский кут, в который в 1793 году обоз с переселенцами привел атаман Захарий Чепега.
В первые месяцы существования Екатеринодара на Карасуне для сухопутного сообщения между городом и Екатеринодарским постом была сооружена плотина, что привело к регулярному «цветению» и загниванию карасунских вод. Эти обстоятельства привели уже к концу 1793 года к большому количеству заболеваний лихорадкой (малярией) с частыми смертельными исходами.
Иван Мигрин, один из жителей только что основанного Екатеринодара, в своих воспоминаниях писал, что при выборе места для строительства города «была сделана невознаградимая ошибка... Заметил это и атаман, но уже поздно, когда существование города было утверждено, начаты и окончены некоторые капитальные постройки...». Малярия стала настоящим бичом для жителей города.
«Малярийные дела» в столице черноморских казаков дошли до императорского двора. 26 марта 1802 года последовал указ Правительствующего Сената:
«По совершенно нездоровому местоположению города Екатеринодара Войсковую канцелярию перевести в Тамань, предоставляя однако же жителям Екатеринодара полную свободу оставаться на месте, или, по возможности, выгоде и удобности также переселяться в Тамань».
Переводя данный указ Сената на современный язык, это означало переезд канцелярии войска в Тамань и утрату столичного статуса за Екатеринодаром и закрепление его за Таманью. Так, в 1802 году была совершена первая попытка переноса столицы в другое место. Однако переезда не случилось. Казаки не хотели переселяться на Тамань и отправили прошение остаться в Карасунском куте.
28 июня 1802 года Черноморское войско «всходило со Всеподданнейшим прошением» следующего содержания:
«Город Екатеринодар, лежащий в самой середине Высочайше пожалованной земли, превосходит Тамань изобильными войсковыми заведениями и благоустройством в домоводстве и хлебопашестве... и живущие в нем старшины и казаки, приобыкши, не имеют повальных болезней, а для лучшего еще очищения воздуха и лежащую при городе болотистую речку Карасун употребим все деятельные меры провести течением через посредство каналов в реку Кубань... по вышеприведенным обстоятельствам все Войска Черноморского чиновники и казаки, утвердясь жилищами своими в городе Екатеринодаре и окружности оного с довлеемой осторожностью, невзирая ни на какие препятствия, верноподданнически... просили: не угодно ли будет... оставить Войсковую канцелярию в Екатеринодаре».
Всего через две с небольшим недели, 14 июля 1802 года, император Александр I отправил Новороссийскому военному губернатору генерал-аншефу Михельсону (которому тогда было подчинено Черноморское войско) рескрипт: «...повелеваю перевод Войсковой канцелярии в Тамань отменить и оставить оную в Екатеринодаре по-прежнему».
Перенести в станицу
Вторая попытка перенести Екатеринодар в другое место случилась почти через 20 лет, в 1821 году. Командиру Отдельного Кавказского корпуса генералу от инфантерии Алексею Петровичу Ермолову не понравилось положение Екатеринодара «на виду у неприятеля» (видимо имея в виду закубанские территории). Он предложил перенести Екатеринодар в станицу Медвёдовскую (Медвёдовское куренное селение — один из исторических куреней, названный по историческому куреню в Запорожской Сечи), вглубь войсковой территории, подальше от реки Кубань.
Повеление о переводе столицы в Медвёдовскую последовало 1 мая 1823 года. Донской генерал Власов, исполнявший должность командующего войсками Черноморского казачьего войска, вместе с инженер-подполковником Парокья осмотрели Медвёдовскую и пришли к мнению, что для переноса столицы необходимо будет снести часть домов в селении и выровнять улицы. 4 мая 1823 года Власов сделал сообщение о переносе войсковой канцелярии и переселении Екатеринодара в Медвёдовскую.
Однако, как и в случае с переносом столицы в Тамань, Власов встретил нежелание казачества переносить столицу на реку Кирпили. По мнению Власова, сопротивление могло быть преодолено лишь в одном случае — если на это будет воля войскового атамана.
Казачье офицерство напомнило генералу Власову, что в 1802 году император Александр I тоже хотел перенести столицу в Тамань, но отменил свой высочайший указ о переезде. Видимо намекая Власову на то, что вопрос переноса столицы закрыт самим императором и его не следует снова поднимать.
Генерал Власов, сообщая о нежелании казаков переселяться, находил настоящее местоположение Екатеринодара в военном положении более выгодным, чем в Медвёдовской. Длившаяся четыре года переписка с канцелярией Ермолова ни к чему не привела — столица черноморского казачества осталась на своем месте. Вопрос не снимался с повестки дня до самого ухода генерала Ермолова с поста командующего Отдельным Кавказским корпусом до 1827 года.