По состоянию на 17 апреля, в Краснодаре обустроено 16 велодорожек протяженностью более 35 километров. Таковы официальные данные городской администрации. Журналист Максим Дмитриев решил лично проверить, как выглядят эти дорожки и существуют ли они не только на бумаге?
Ранее корреспондент 93.RU изучил те, что находятся ближе к центру. Лишь две из шести оказались более менее удобными. В этот раз инспекция затронула все остальные маршруты.
Напомним, велодорожек, как они должны быть сделаны по международным нормам, в Краснодаре нет в принципе — есть велополосы. Это минимальное удобство для велолюбителей, которое заключается, как минимум, в прорисовке полос и установке знаков. Так выглядит карта веломаршрутов по официальной версии:
Улицы Чепигинская и Батуринская
Протяженность: 2 километра на бумаге — 500 метров в реальности
На Батуринской нарисована полоса протяженностью около 500 метров, которая начинается уже ближе к середине улицы. Знаков нет. На Чепигинской вообще нет ничего. Хотя тротуар здесь очень широкий и пустой — район только застраивается.
Улица Александровская — от Константиновской до Букетной
Протяженность: 1 километр на бумаге — 630 метров в реальности
Начинается на самом деле не на Константиновской, а на Елисейской. Достаточно удобная, но в районе остановки исчезает, провоцируя столкновения с прохожими, тем более рядом школа. Есть знаки.
Улица 40-летия Победы — от Восточно-Кругликовской до Героев-Разведчиков
Протяженность: 700 метров на бумаге — 500 метров в реальности
Если ехать со стороны Героев-Разведчиков, полоса заканчивается уже через 300 метров в районе ярмарки, дальше узкий тротуар, а напротив аллеи полоса снова появляется и резко меняется местами с пешеходной частью. Поверхность — плиточная.
Улица Селезнева — от дома № 203а до Сормовской
Протяженность: 1,03 километра на бумаге — 0 в реальности
Возможно, когда-то здесь была полоса, но сегодня ни на одной, ни на другой стороне не удалось найти ничего.
Кольцевая по улицам Благоева, Трудовой славы, Мачуги и Игнатова
Протяженность: 2,86 километра на бумаге — 0 в реальности
Через каждые 200 метров стоят или висят знаки, предупреждающие о велодорожке, но здесь только тротуар. Нет велоинфраструктуры, нет полос, нет наземных знаков, проложена плитка, высокие бордюры, много людей. Есть смысл поездить в сквере Пограничников, расположенном в этом кольце, но он маленький.
Улица Новороссийская — от Северной до Шевченко
Протяженность: 1,5 километра на бумаге — 1,5 километра в реальности
Сравнительно удобная велополоса, которая иногда даже проходит в стороне от пешеходной части (что не мешает прохожим регулярно ходить по ней). Есть знаки. Из минусов — шатающаяся плитка, постоянный сильный перепад высот, в одном месте посреди полосы стоит большой столб, кое-где мешают проехать кусты.
Улица Московская — по обеим сторонам
Протяженность: 5 километров на бумаге — 1,2 километра по восточной стороне, 2,3 километра по западной стороне в реальности
Если ехать на север (по восточной стороне), начинается на Жигулевской. Очень скоро появляется столб посреди полосы, а в районе Гомельской — опасный выезд прямо на проезжую часть, где с Московской постоянно сворачивают машины.
Здесь полоса заканчивается спустя 630 метров, но снова начинается у «Бургер Кинга», причем с очень крутой горки вверх. Высота постоянно скачет. В одном месте тротуар сильно возвышается над узкой велополосой — разъехаться со встречкой на ходу здесь невозможно. Завершается путь у трамвайного кольца.
Оттуда можно вернуться по западной стороне к Солнечной. Этот отрезок намного удобнее, поскольку здесь нет жилых кварталов. Но перепад высот тоже сильный. Местами машины паркуются прямо на полосу, а ближе к Солнечной — широкая яма поперек для каких-то кабелей. Поверхность ровная. И там, и там есть знаки, и даже нарисованы мини-зебры у остановок для пешеходов, желающих перейти полосу.
Улица Коржнева — от Яна Полуяна до Константина Образцова и далее до дома № 22
Протяженность: 300 метров на бумаге — 300 метров в реальности
На самом деле она проходит мимо сквера «Самолеты», но не от Яна Полуяна, а со стороны улицы Архитектора Ишунина. Знаки и полосы есть, очень широкая. Однако поверхность плиточная, везде эта плитка шатается.
Улица Яна Полуяна — от дома № 55 до Тургенева
Протяженность: 230 метров на бумаге — 230 метров в реальности
Полосы почти стерты, но есть более темная плитка, помельче. Имеются знаки — стоячие и нарисованные.
Улицы Гагарина, Герцена, Атарбекова, Ковалева — до Яна Полуяна
Протяженность: 2,01 километра на бумаге — 0 метров в реальности
Понять по названию маршрута, где проходит «велодорожка» — затруднительно, поскольку улицы перечислены не по порядку фактического местоположения. В реальности маршрут проходит по Ковалева, начинаясь от Яна Полуяна и до Атарбекова. Но здесь только знаки, на деле это узкий тротуар. Рядом школа, и по нему ходит много детей.
Участок от Ковалева до Тургенева
Протяженность: 1 километр на бумаге — 0 в реальности
В официальном списке не была указана улица, по которой проходит этот участок. Однако если следовать логике, то он должен примыкать к соседнему маршруту по Ковалева. И действительно, на улице Атарбекова рядом с перекрестком с Герцена в сторону Тургенева стоят целых три велознака подряд. Однако это снова тротуар без полос, максимально неудобный для велопоездки. Причем в конце даже знаков нет — «велодорожка» уходит в пустоту. Может, перенести туда один из трех в начале?..
Улица Тургенева — от Калинина до Монтажников
Протяженность: 200 метров на бумаге — 220 в реальности
Не ясно, зачем нам говорят, что границы велополосы проходят от Калинина до Монтажников, расстояние между которыми составляет 2 километра. Короткий маршрут здесь организован по восточной стороне между Гагарина и Красных Партизан, и это всего 0,2 километра. Здесь опять более темная плитка, без полос, но со знаками, в том числе наземными.
Улица Северная — от Тургенева до Аэродромной
Протяженность: 0,8 километров на бумаге — 1,6 в реальности
Об этой велополосе мы писали в прошлой статье. Она проходит по обеим сторонам дороги в виде подковы. Выделена красным цветом, ровная, имеет знаки и собственные светофоры. Из недостатков: узкая, заставляется машинами и самокатами, мешают кусты, в районе остановки пересекает пешеходную часть. Немного странно, что мэрия посчитала только одну сторону, хотя в случае с Московской учла обе.
Улица Зиповская — от Московской до Байбакова
Протяженность: 800 метров на бумаге — 420 метров в реальности
Полос нет, но есть знаки на земле и на столбах. С поверхностью не стали всё усложнять и выложили ее плиткой. Улица очень загруженная, поэтому нормально проехать здесь не получится — подавляющее большинство пешеходов не смотрят на велознаки.
Улица Красная — между Екатерининским сквером и Чистяковской рощей
Протяженность: 1,8 и 3,2 километра на бумаге — 140 метров в реальности
Центральная улица города, по большей части, не имеет ни знаков, ни полос, указывающих на существование велополосы. Об обустроенном отрезке в 140 метров мы писали ранее — он проходит в районе Главной городской площади и имеет множество неудобств.
Велодорожка между Екатерининским сквером и Ботаническим садом
Протяженность: 5,8 километра на бумаге — 1,9 километра в реальности
Часть данного маршрута мы ранее описали. Местами действительно есть полосы и знаки, показывающие наличие велополосы, хотя ее состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Понять, где проходит этот маршрут в теории, можно только по старой и во многом давно не актуальной карте проекта «Велогород».
Там велополоса идет от сквера по улице Постовой до парка 30-летия Победы, затем по Кубанской Набережной, Тургенева, Калинина и Академика Трубилина. На деле полосы есть только в первой половине маршрута — до моста Поцелуев в парке (плюс еще 100 метров чуть дальше). На Кубанской Набережной лишь один велознак в районе моста, а вместо полос — более темная плитка.
Остальная часть маршрута также имеет велознаки на пешеходной части, но это крайне узкий неудобный тротуар, где местами даже прохожим затруднительно разойтись.
По данным мэрии, завершаются работы по реконструкции отдельных участков дорог, в рамках которых предусмотрено строительство велосипедных дорожек на улицах Симферопольской и Ратной Славы (1,6 и 0,7 километра). Когда их закончат, редакция намерена проверить наличие там велоинфраструктуры.
Таким образом, протяженность по-настоящему обустроенных велополос в Краснодаре составила чуть более 11 километров против 35 на бумаге. Зачастую они не связаны и находятся на большом расстоянии друг от друга. Некоторые настолько короткие, что смысл в их существовании теряется. Пешеходы, автолюбители и самокатчики крайне редко обращают внимание на велознаки.
При этом администрация не упомянула в своем списке минимум одну велополосу, которая есть в действительности. Предположительно, потому что ее делал местный застройщик.
Улица Командорская — от Россинского до 2-й Ямальской, Адмиралтейский бульвар — от Командорской до Свято-Андреевской церкви
Протяженность: 700 и 300 метров в реальности
Весьма удобная, ровная, отделена от пешеходной части. Минусов два — километра слишком мало, а пешеходы гуляют здесь, как по тротуару, хотя на Командорской пешеходная часть проходит в удобной тени.