С наступлением тепла в Краснодаре и на подъездах к нему в воздухе начала появляться красивая с визуальной точки зрения дымка. Если вы вдруг застали такую на фоне заката, поздравляем, вы видели пылевую бурю. Питают такие бури обычно грязь и пыль, которые в зимний период представляли из себя слякоть. Откуда вообще в городе появляется грязь? Об одной из причин нам рассказали в Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. Если коротко, то буквально отовсюду.
Почему появляется пыль и грязь на дорогах?
Одной из причин появления пыли и грязи на дорогах можно назвать неправильно подобранные противогололедные материалы, которые применялись в городе в течение зимнего периода, а также несоблюдение технологии их использования.
— Пылевые бури в городах весной как раз являются следствием применения пескосоляных смесей. Но даже при использовании исключительно технической соли (галита) подобных проблем не избежать, поскольку галит бывает разных категорий и в зависимости от них может иметь в составе примеси, в том числе песок и глину, — рассказала порталу 93.RU исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова.
Грязь на дорогах может образовываться и из-за газонов и зеленых зон, расположенных в непосредственной близости от проезжей части. Важно понимать, что при условии, если газон выше уровня дороги, после дождей пыль оказывается на дороге. А дальше автомобильный поток разносит ее по всему городу.
Также на уровень загрязнения влияет открытый грунт, хаотичная парковка на тех же самых газонах.
Автомобили — еще одна причина пыльного города. По статистике, за зиму один автомобиль на шипованной резине снимает до 4–5 кг асфальта. Быстрому истиранию шин и асфальта способствует и песок, насыпанный для борьбы с гололедом.
Как пыль влияет на здоровье человека и какие заболевания может спровоцировать?
По заказу Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Северо-Западный государственный медицинский университет имени Мечникова Минздрава России в 2016 году проводил исследование дорожного смёта (вид отхода, который образуется в результате чистки и уборки улиц) и установил, что он относится ко второму классу опасности (опасный отход, обладающий высокой степенью токсичности).
В его составе нашли высокую концентрацию остатков резины, битума, ГСМ, песка, нефтепродуктов, тяжелых металлов.
— Но самое важное — содержание таких опасных веществ, как никель, мышьяк, бензапирен, свинец, кадмий, превышено в несколько десятков раз. При этом остатков реагентов в таком смёте — менее 1%, а вот песка с тяжелыми металлами от автомобилей — более 90%, — продолжает Юлия Антонова.
Весной порывами ветра или во время сухой уборки улиц вся эта пыль поднимается в воздух в виде мелкодисперсной пыли, и горожане этим дышат. Наибольшую опасность такой «воздух» представляет для людей с аллергией, астмой и другими болезнями дыхательных путей.
Дорожная пыль также повышает риск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Исследование СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России также доказывает, что при попадании на слизистые оболочки острые и твердые кристаллы кремния повреждают их, вызывая воспаления и отеки.
Как бороться с пылью и грязью на дорогах?
— Обязательна уборка дорог весной и летом с применением обеспыливающих средств: сбор и вывоз остатков песка, очистка пор асфальта, прочистка забитых ливневых канализаций, — говорит Юлия Антонова.
По словам эксперта, проблему с запыленностью и накоплением дорожного смёта могли бы также решить современные противогололедные материалы. Во-первых, они проходят многоступенчатый контроль, полностью очищены от разных примесей, и в их составе исключительно смеси природных солей.
Во-вторых, они содержат также биофильные добавки, снижающие нагрузку на почву, растительность, экологию, защищающие обувь от сильного воздействия солей. А ингибиторы коррозии способствуют снижению воздействия реагентов на автомобили и цементно-бетонные конструкции.
Кроме того, современные противогололедные материалы полностью растворяются за зиму, их остатки не требуется вывозить весной, а уборка дорог сводится к простой промывке обычной водой, нет необходимости тратить существенные бюджетные средства на сбор и вывоз нескольких тысяч тонн песка с улиц города.
Есть ли нормативы в законодательстве, которые эти вопросы регулируют?
В 2020 году был создан национальный стандарт ГОСТ Р 58427 «Материалы противогололедные для применения в населенных пунктах. Технические требования», который ограничил содержание мелких частиц в составе ПГМ (песка, крошки и т. п.), которые создают опасную пыль. Этим же ГОСТом закреплено требование по проверке реагентов на наличие аллергенов — подобные заключения являются обязательными для любого ПГМ.
Также действует межгосударственный ГОСТ 33180–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», где прописаны требования по допустимому уровню загрязнений, в том числе пыли и песка, вдоль ограждений и тротуаров в населенных пунктах и вне населенных пунктов, и национальный стандарт ГОСТ Р 59292–2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания. Критерии оценки и методы контроля».
Есть ли в России города, где с этой проблемой справились?
Юлия Антонова рассказывает, что город, который уже справился с этой проблемой — это Москва. С 1990 года в столице ведется экологический мониторинг, в том числе по воздействию реагентов на экологию, берутся заборы грунтовых и поверхностных вод, почв, смывы с растений вдоль дорог, анализ листьев и многое другое.
— До 2011 года в Москве использовалась пескосоль, потом соль, а с 2011 года и на дорогах, и на тротуарах применяются только многокомпонентные реагенты. За это время засоленность почв сократилась более чем в 3 раза, уменьшилось содержания хлоридов в Москве-реке, практически не возникают пылевые бури, в три раза снизился травматизм пешеходов, а аварийность в зимний период из-за гололеда — самая низкая по стране, подытожила Юлия Антонова.