В марте краевая антимонопольная служба опубликовала на своем сайте пресс-релиз, в котором говорится о запрете оскорбительных и бранных слов в рекламе суши и роллов. Всё началось с обычной листовки, которую дал прохожей промоутер на улице Автолюбителей в 2022 году. И завершилось спустя два года в арбитражном суде.
В конце 2022 года антимонопольная служба возбудила дело о нарушении закона о рекламе неким Сергеем К — рекламодатель. Это случилось после жалобы жительницы Краснодара, которая получила листовку с акцией службы доставки суши «Ёбидоёби». Флайер буквально говорил следующее: «Набор «КуниЛи» — 1499 рублей. Набор «ВахуЯки» — 1099 рублей. Суд первой инстанции посчитал, что реклама, распространителем которой является Сергей К., носит сексуальный подтекст.
В постановлении суда говорится, что ассоциация слов «Ебидоеби» и «ВахуЯки» с матерными словами очевидна. Так же как очевидна ассоциация обозначения «КуниЛи» с действием сексуального характера, которое не принято описывать публично. В тексте также указаны ссылки на похожие решения суда против ООО «Ёбидоёби» в других городах.
А также ссылка на решение Волгоградского УФАС России о том, что полностью слово «Ёбидоёби» (в переводе с японского — день недели — суббота) не соответствует русскому сквернословию и не воспроизводит целиком мат. Оно является сложным образованным от матерного слова, в котором дважды повторяется один из четырех самых распространенных матерных корней (еб/ёб).
Что касается слова «КуниЛи» (в переводе с японского это значит государство), то, по версии суда, большинство потребителей рекламы может воспринять его как производное от слова «куннилингус». Слово «ВахуЯки» (в переводе с японского — жареная рыба) же просто очень сильно смахивает на мат и может вызвать «чувство неловкости». Решением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда рекламу признали ненадлежащей. Рекламодателю вынесли постановление о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения.
В феврале 2024 года портал 93.RU писал, что ФАС усмотрел сексуальный подтекст в рекламе роллов в Крымске. На одном из баннеров появилась реклама службы доставки с предложением попробовать «КуниЛи» — набор из двух килограммов разных роллов. На обратной стороне висела реклама выборов президента. Такое соседство женщину радикально не устроило. Поэтому она и записала ролик с требованием разобраться.
По словам же местных чиновников, жалобу записала предпринимательница из Абинска, которая тоже продает суши. Рекламу, которая поразила женщину до глубины души, всё же сняли.
Компанию «Ёбидоёби» еще в апреле 2023 года арбитражный суд Красноярского края обязал изменить название. В суде согласились, что название компании слишком очевидно заигрывает с матом и тем самым «противоречит принципам гуманности и морали». К слову, еще один проект этой компании называется «Сиська [тара — разг.] пива». Более подробно об агрессивном маркетинге этой компании читайте в материале наших коллег из NGS24.RU.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».