Впервые идею сделать Сочи курортом, или, как тогда выражались, «климатической станцией» высказал в газете «Врач» в 1882 году сочинский врач, доктор медицины Константин Семенович Бахутов. 22 апреля 1882 года назначен врачом Сочинского отдела попечительства о Черноморских прибрежных поселениях.
Сам доктор Бахутов считал свою попытку описать отечественный курорт, да еще на Кавказе, «может быть, слишком смелой». В те времена существовало убеждение, что в пределах России нет благословенных уголков, пригодных для этих целей. Кавказ с его воинственными горцами и злокачественными лихорадками считался второй «Сибирью» — местом ссылки для «провинившихся чиновников и неисправимых сектантов».
Сочи в то время был одичалый, заброшенный и изолированный уголок Черноморского прибрежья, но К. С. Бахутов называет и его важнейшие преимущества.
1. Местность хорошо защищена от холодных ветров.
2. Посад расположен на берегу моря, и потому будет хорошим местом для купаний.
3. Вблизи Сочи существуют минеральные источники, которыми и можно пользовать больных. Во время написания доктором статьи, по его просьбе, в Новороссийске химик В. Святский производил химический анализ воды «Мацесты» и «Агуры».
4. Успешное разведение винограда дает возможность создать лечение и этим средством.
Счастливой для Сочи случайностью стало то, что с 1870 года здесь велись постоянные метеорологические наблюдения (вначале их вел медик Д. И. Сиверцев, а потом агроном Р. И. Гарбе).
К. С. Бахутов пишет: «Из других местностей по побережью Черного моря, имеющих те же медико-топографические условия, как и Сочи, можно указать на Гагры, Псереты (Новоафонский монастырь), Сухум и т. д. Мы ограничиваемся описанием Сочи, как местности, более других нам известной, имеющей, кроме того, единственную по В. побережью до Поти метеорологическую станцию».
Сочинскому доктору Бахутову принадлежит и первое сравнение Сочи с Ривьерой: «Если я не очень ошибаюсь в порыве увлечения Отечеством, сравнивая Геную и Сочи и вообще Riviera di Pomente и В. Черноморское побережье, то и последнее должно иметь в будущем хоть долю той известности, которой пользуется вся местность от Генуи до Ниццы.
Интересно описание Сочи 1882 года: «Сочи — скромный прибрежный поселок, в котором несколько 2-этажных домов, телеграфная станция, детский пансион (при недавнем переводе из Петербурга в Сочи этого частного пансиона, начальница его имела в виду, между прочим, и хороший климат побережья), десяток лавочек, недостроенная церковь, далее 6–7 чиновников, 30 человек казаков, да сотни полторы чернорабочих имеретин. Я, не без умысла, пересчитал всё, что есть в Сочи, дабы не наполнить страницы о том, чего нет и что должно быть в благоустроенной санитарной станции.
Итак, из всего сказанного видно, что посад Сочи, располагая всеми данными, чтобы быть в будущем хорошей климатической станцией, пока еще не имеет ровно никаких жизненных удобств, а тем более каких-либо приспособлений для лечения больных».
***
Следующие практические шаги по превращению Сочи в курорт были сделаны в июне 1898 года. На Черноморское побережье была командирована особая комиссия из профессоров: А. И. Воейкова, Ф. И. Пастернацкого и А. И. Лебедева, в состав которой от горного департамента назначен горный инженер М. В. Сергеев. Комиссия имела задачей выбрать на побережье места, удобные для устройства различных санаториев, горных и приморских климатических станций и других лечебных заведений. Участники экспедиции по ее результатам написали обстоятельные доклады о курортных перспективах Сочи и окрестностей.