Идея преобразования небольшой территории в центре Краснодара, где раньше находились скобяные ряды (в народе — Колхозный рынок), появилась в 2019 году. Тогда в городе вовсю шла борьба с незаконными ларьками, которые вырастали как грибы после дождя на зеленых зонах, тротуарах и так далее.
К слову, ничего противозаконного в скобяных рядах (квартал между улицами Будённого, Калинина, Октябрьской и Кирова) не было. Наоборот. Торговали там на основании разрешения, выданного администрацией Краснодара. Там можно было купить всякую мелочь для дома или хозяйства. Вот только 31 декабря 2019 года срок этого разрешения истек, а новое чиновники решили не выдавать. В итоге ларьки переехали на Сенной рынок, а внутри квартала начались демонтажные работы. Так закончилась история Колхозного рынка.
Как сделать пустырь своими руками
9 декабря 2019 года рабочие начали сносить торговые ряды, по которым истек срок аренды, — около 200 объектов. В марте 2020 года общественники предложили создать на освободившейся территории крупный транспортный узел для общественного транспорта. Некий логистический хаб, который объединял бы городские маршруты. А также диспетчерский пункт для КТТУ, новые остановки.
Бывший мэр Краснодара Евгений Первышов говорил тогда, что идея ему нравится. Но есть одно но. Там не хватает места. На этой карте желтым цветом выделены капитальные узаконенные объекты. Их сносить не планировали, так как на них есть право собственности.
Затем идею строительства транспортного хаба дорабатывали. В концепции преобразования этой территории появились планы возведения по периметру квартала современного торгового комплекса. По улице Октябрьской также планировали сделать большую зеленую зону, расширить тротуар.
— Еще раз подчеркиваю — нам в районе Скобяного рынка никакого вокзала не надо. У нас вокзалы в городе есть. Строить в центре какой-то межмуниципальный хаб, конечно, не нужно, — говорил бывший глава Краснодара Евгений Первышов через год после сноса павильонов.
«Разработка концепции не должна растянуться на долгий срок»
Впрочем, никаких транспортных узлов и современных торговых комплексов с зелеными зонами и широкими тротуарами там не появилось, несмотря на встречи с предпринимателями, урбанистами и большое количество релизов о будущем этой территории для СМИ. Летом 2020 года снос скобяных рядов завершили. А в 2021 году Первышов поручил ускорить разработку проекта транспортно-пересадочного узла на месте скобяного рынка. Но вместо транспортного хаба там сформировался пустырь со свалкой строительных отходов.
Что пошло не так?
Для реализации задуманного, по словам самих же сотрудников администрации, просто не хватило места. Для строительства транспортного узла была необходима территория площадью более 10 тысяч квадратных метров. Правда, чуть позже власти будут не так категоричны. Например, по данным на 2023 год, для создания ТПУ потребуется земельный участок в 7,4 тысячи квадратов. Сейчас же свободно около 3,5 тысячи квадратных метров.
Проблема в том, что ларьки, которые остаются там до сих пор, стоят на законных основаниях, а изъять их не могут или же просто не знают, как это сделать. Стоимость участков под изъятие, по данным на 2021 год (к 2023 году новых расчетов стоимости не появилось) варьируется от 1,2 до 1,5 миллиарда рублей.
Была свалка, а появилась парковка
В прошлый раз об этой территории мы писали в 2022 году. Тогда на месте транспортного узла была свалка. За год квартал немного поменялся. Нет, оттуда не пропали торговые ряды. Зато рабочие убрали мусор, который оставили после сноса внутренней части рынка.
Но обычный пустырь в центре Краснодара — это непозволительная роскошь. Поэтому на его месте появилась парковка. Кстати, шлагбаумов там нет.
Бывший Колхозный рынок отчасти повторил судьбу исторического квартала, на месте которого планировали реализовать крупный проект, но получилась парковка, хоть и временная.
В администрации Краснодара 93.RU повторили лейтмотив прошлых лет: «Ввиду расположения существующих объектов капитального строительства отсутствует место для безопасного разворота и последующего технологического отстоя общественного транспорта, а также недостаточно места для устройства проезда между зданиями. Расстояние там составляет менее 3,5 метра при минимальном нормативе 4 метра».
Спустя четыре года после сноса рынка власти так и не решили, что сделать на этой территории. О ней если не забыли, то просто не вспоминают.
— В государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности сведения о документации по планировке территории в отношении рассматриваемой территории отсутствуют, — сообщили в мэрии.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».