Буквально в 20 минутах езды от исторического центра Краснодара, недалеко от улицы Вишняковой, находится кладбище старых кораблей. Они ржавеют на одном из затонов реки Кубань. Сейчас там осталось советское ремонтное судно, к которому пришвартованы несколько катеров поменьше.
Журналист портала 93.RU прогулялся по этому атмосферному месту вместе с краснодарским искусствоведом Русланом Деды, который проводит лекции об истории архитектуры и ведет авторский телеграм-канал.
Причал на затоне Старица принадлежит «Кубанскому речному пароходству» — одному из старейших предприятий Краснодара. На сайте акционерного общества указано, что его образовали в 1900 году, соединив несколько небольших пароходств. В 1920-м его национализировали, а потом до 90-х годов оно то присоединялось, то отделялось от Волго-Донского пароходства.
В то время «Кубанское речное пароходство» занималось перевозками грузов по воде и добычей песка, обеспечивая почти весь строительный сектор края. В 1993 году компания стала открытым акционерным обществом, а с 2005 года — вела девелоперскую деятельность.
Так, например, в 2018 году предприятие завершило строительство жилого комплекса «Адмирал» на Кубанской Набережной. А окна жилого комплекса «Радонеж» вообще выходят на причал со старым транспортным флотом.
На сайте компании говорится о планах по выносу речного порта с Вишняковой за пределы города Краснодара и комплексной застройке территории многоэтажными жилыми домами.
Когда именно ржавеющие суда и объекты портовой инфраструктуры собираются убрать, не говорится. К слову, пустыри рядом с причалом активно разравниваются. Но старые портовые здания сохранились до сих пор.
На берегу еще можно заметить массивные ковши и трубы непонятного обычному человеку назначения.
— Вообще транспортное сообщение по воде — это выгодное направление. Несмотря на это, в 2003 году порт закрылся. Почти все транспортники разобрали. Остались только несколько катеров и большое ремонтное судно, — рассказывает Руслан Деды.
К слову, раньше это место пользовалось популярностью среди фотографов из-за атмосферных пейзажей. А внутри можно было рассмотреть судовое оборудование и внутреннее убранство кораблей. Отметим, что сейчас кораблей около пирса меньше, чем в прошлые годы. А часть длинных барж распилили.
Раньше на этих судах собирались рыбаки. Сейчас же там поставили охранника, а единственный мост к плавучему ремонтному цеху закрыли металлической дверью с колючей проволокой. Рыбакам же теперь приходится ловить рыбу с берега.
— На некоторых судах до сих пор сохранились советские агитационные плакаты или старое оборудование с заводскими маркировками, — продолжает Руслан.
Сейчас попасть на суда практически нельзя. Каждый, кто приходит на причал, становится объектом для наблюдения местного охранника. На вопрос, можно ли пройти на ремонтный корабль, он ответил: «Конечно же, нет» и ушел.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».