В Краснодаре с нового учебного года решили «оптимизировать» систему подвоза учеников. Власти объясняют это тем, что в разных микрорайонах города к 1 сентября откроют новые школы, поэтому школьные автобусы останутся лишь в пригороде.
— Мы проделали большую работу, детально проработали транспортные схемы. Во-первых, это связано с тем, что нам необходимо привести нашу систему в соответствие с федеральным законодательством — подвоз школьными автобусами остается только в пригороде. Во-вторых — в нашем городе развернуто масштабное социальное строительство. Ежегодно у нас вводится по 4–5 новых школ, и идет совершенно естественный процесс — отпадает необходимость в подвозе школьными автобусами, — объяснял директор департамента транспорта Андрей Белугин.
«Дети идут учиться в те школы, которые расположены рядом с их домами. Это удобно и безопасно»
Но на деле, как убедилась корреспондентка 93.RU, эта «оптимизация» многим школьникам и их родителям безопасности и удобств не принесет, а лишь вызовет лишнюю головную боль.
Что обещают власти
По задумке властей, дети, которые не будут переходить в новые школы, а останутся учиться в прежних, расположенных не в пешей доступности, смогут добираться туда без пересадок на городском общественном транспорте. Для этого скорректируют существующие маршруты и запустят новые, часть из которых будет работать по брутто-контрактам.
При брутто-контрактах пассажиры платят не частным компаниям, а мэрии. Власти в таком случае являются заказчиком перевозок и затем распределяют деньги между исполнителями. При такой системе платят не за количество пассажиров, а за пройденные километры. Подробнее о том, что такое брутто-контракты, можно прочитать в нашем материале.
На маршруты, которые будут работать по брутто-контрактам, обещают запустить низкопольные машины средней вместимости, оснащенные кондиционерами, которые будут ездить с интервалом 5–10 минут. Также школьникам выдадут бесплатные проездные на 50 поездок в месяц. Чтобы получить транспортные карты, родителям в августе нужно прийти в школы и написать заявление.
Здесь есть четыре нюанса: во-первых, по брутто-контрактам будет работать лишь часть маршрутов, а не все, то есть где-то останутся старые неудобные пазики; во-вторых, бесплатными проездными школьники смогут пользоваться не везде, а только в автобусах № 29, 32, 38, 56, 75, 78, 83 и троллейбусе № 4 (с прошлого года такой льготный проезд также действует на маршрутах № 91, 89 и 19); в-третьих, корректировка существующих маршрутов в районе Западного обхода для многих жителей оказалась просто-напросто неудобной; в-четвертых, 50 билетов на месяц детям может не хватить, если они, например, будут ездить с пересадками или учиться по субботам.
Что говорят родители
Категорически против
Дети Евгении учились в школе № 99 в «Немецкой деревне» и ездили туда с улицы Средней. Из-за отмены подвоза женщины была вынуждена забрать документы из школы, хотя ее дети были категорически против, и перевести их в филиал школы № 102 на улице Конгрессной — это ближе и общественный транспорт (78-я маршрутка) идет непосредственно к школе.
Дети Ксении отучились в школе № 102 на Конгрессной уже год. И весь этот год, по словам женщины, был мучением — приходилось 8 километров возить детей в школу на машине, потому что в маршрутки они не вмещались или транспорт просто не приходил. Для младшей дочери Ксения нанимала водителя, чтобы он привез ребенка домой из школы, а старший сын добирался домой пешком по два часа — автобуса было невозможно дождаться либо он был переполнен.
Добраться в школу дети Ксении могут либо с пересадкой — сесть сначала на 29-ю или 38-ю маршрутку, потом пройти 800 метров и сесть в 78-ю, либо без пересадок на 32-м автобусе. То, что 32-я маршрутка теперь будет ездить по брутто-контракту, не сильно успокаивает женщину.
— Основное, чем всех возмущают брутто-контракты, это то, что дети в них ездить будут стоя, без гарантий вместимости всех нуждающихся. Это огромные риски для наших детей, если автобус резко затормозит или в автобус кто-то врежется, то дети попадают, а это всевозможные травмы, начиная от ушибов и переломов, — объясняет Ксения.
Маме работать не получается
Дети Жанны прописаны в микрорайоне Сады Калинина. Власти предлагают им посещать новую школу в ЖК «Достояние» (филиал 97-й школы на улице Булгакова), строительство которой завершили в конце июля. Принять первых учеников учебное заведение должно 1 сентября, сейчас объект проходит финальные проверки перед сдачей.
Правда, эта школа находится вовсе не в шаговой доступности от дома, а в порядка трех километров. Поэтому сейчас двое детей Жанны — ученики 1-го и 8-го класса — ходят в школу № 106 на улице Марины Цветаевой. Еще один ребенок, шестиклассник, учится в школе № 68 в поселке Колосистом. В эти школы подвоз детей из Садов Калинина отменили.
— С подвозом детей некоторые моменты жизни были проще, потому что дети не опаздывали в школу и после второй смены безопасно возвращались домой. После отмены подвоза маме работать не получается, потому как за безопасность детей в маршрутках никто не отвечает, да и высадить могут без зазрения совести, — говорит Жанна.
Согласно постановлению главы Роспотребнадзора РФ Анны Поповой, расстояние от садиков и школ до жилых домов должно быть не более 500 метров, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности — 800 метров, для сельских поселений — до 1 километра.
Пешком 50 минут
Две дочери Анастасии, ученицы 3-го и 5-го классов, тоже ходят в школу № 106, которая раньше относилась к ним по прописке (они живут в ЖК «Лиговский»). Девочки два года добирались в школу на школьном автобусе, но теперь подвоз отменили, а вариант с общественным транспортом женщине кажется небезопасным, поэтому она вместе полуторагодовалым ребенком на руках будет сама возить дочек.
Как объясняют власти, теперь по прописке к «Лиговскому» относится другая школа — филиал 102-й на Конгрессной, и предлагают водить детей туда. Правда, она тоже не в шаговой доступности — пешком до нее идти 50 минут. Да и каждый раз детям менять школу, как только власти меняют закрепленное по прописке учебное заведение, — сомнительная затея.
— Ответ такой: у вас по прописке 102-я школа, в 106-ю вам не положено, меняйте школу. Так мы пошли в 106-ю по прописке, я что, должна детей каждый год в новую школу переводить, как только меняют закрепленные территории за школами? — говорит Анастасия.
Водят на грани преступления
Юлия живет в ЖК «Спортивная деревня», в этом году ее средний сын идет в первый класс в 106-ю школу, которая находится на расстоянии около 6 километров. Пешком дойти туда нереально, потому что никакой инфраструктуры для этого нет — нет ни тротуаров, ни освещения. На общественном транспорте младшеклассники ездить сами не смогут, а значит, «мамы будут пихаться с ними в маршрутки и не смогут устроиться на работу».
— Брутто-контракты и проездные не спасают прежде всего потому, что эта мера замещения школьного подвоза не может обеспечить главное — безопасность. Никто в этом транспорте не выделит ребенку отдельное сидячее место. Манеры вождения водителей на городском частном транспорте всем известны. Они водят на грани преступления, — считает Юлия.
Школа в шаговой доступности вблизи «Спортивной деревни» еще строится, ее обещают сдать в 2024 году. Юлия считает, что было бы лучше, чтобы администрация оставила подвоз еще хотя бы на год — пока сдадутся и смогут принять учеников новые школы. Теперь же мамам и папам придется выкручиваться — иметь регулярные проблемы с руководством и сражаться в маршрутках за все места. Скорее всего, стоячие.
Татьяна — мама будущей первоклассницы 106-й школы. Еще недавно ее дочь ходила в садик, а с сентября ей нужно будет самой добираться в школу на общественном транспорте. Татьяна с семьей живет на улице Лесопосадочной в Садах Калинина, 106-я школа — самая близкая к ним. По прописке ребенку предложили филиал 102-й школы на Конгрессной, но так как двое детей Татьяны, которые учатся в третьем классе, ходят в 106-ю, то и младшая дочь пойдет туда же.
— Мои дети весь прошлый год ездили на вахте в школу и обратно. Это было безопасно для детей. Я не переживала, что сейчас моего ребенка придавят или он упадет, так как все дети ехали в автобусе сидя и пристегнуты, — говорит Татьяна.
Невозможно совместить
Эллада живет в «Спортивной деревне», у нее трое детей, она работающая мама, муж месяцами постоянно в командировках и приезжает раз в несколько месяцев. Все дети Эллады учатся в начальных классах в 106-й школе: старшая перешла в 4-й класс, второй ребенок — в 3-й, третий в этом году идет в 1-й класс.
— Сейчас получается такая ситуация, что мне нельзя отпускать детей в общественном транспорте, мне нужно сопровождать их до школы. У меня большие сложности с тем, как я буду совмещать работу и сопровождение детей в школу и обратно. Учитывая то, что первый и третий ребенок будут учиться в первую смену, второй — во вторую. Это абсолютно будет невозможно совместить работу со всеми этими школьными вопросами. Нужно находить людей, платить за это деньги. Естественно, такой возможности нет, — говорит Эллада. — Самые удобные [маршруты к школе]: это 75-й, 120-й и 140-й, которые останавливаются после надземного пешеходного перехода на остановке. Детям нужно будет там выйти, вернуться, пройти по пешеходному переходу и пройти в школу. Соответственно, без сопровождения детей начальных классов мы не сможем отпустить.
Юлия живет на Западном обходе в совхозе «Солнечный» 2-е отделение. Она работающая мать, на которой сейчас держится весь семейный быт — муж женщины сейчас участвует в СВО. Ее дочь ходит в 68-ю школу, в этом году пойдет в пятый класс. После отмены школьного подвоза добираться она будет на 75-й маршрутке. Это единственный маршрут, который идет прямо к школе.
— Закончатся уроки, хотя бы возьмем один класс — 35 человек, и все идут на маршрутку. Это ж сколько нужно маршруток подогнать к школе, чтобы дети уехали! И это не один класс будет уезжать из школы, а вся. Даже взять не только наш район, а все по Западному обходу, все дети будут добираться только на одной этой 75-й маршрутке, — объясняет Юлия.
Школы в пешей доступности только в планах
Весной родителей начали оповещать, что школьный подвоз отменят. Для родителей устраивали собрания в школах и предупреждали, что нужно искать выход из ситуации. Им говорили, что в ЖК «Самолеты» строится новая школа, еще одна возводится неподалеку от «Спортивной деревни», скоро они откроются и все проблемы решатся.
Но пока строительство идет медленными темпами. Родители считают, что оно займет еще примерно год, в течение которого им придется как-то выкручиваться. Даже если школа в «Самолетах» откроется раньше, детям со «Спортивной деревни» придется идти до нее минут 15–20, говорит Эллада.
Новая школа на 1550 мест, которая будет в «шаговой доступности» к Садам Калинина, строится на улице Генерала Брусилова. Она должна принять учеников 1 сентября следующего года. В пресс-релизе администрации сообщалось, что на объекте работают более 100 человек и семь единиц техники, а глава города Евгений Наумов поручал подрядчику нарастить темпы работ, чтобы сократить отставание.
Я съездила на стройку вместе с местной жительницей Еленой днем в среду, 2 августа. Никого на объекте не было — работы не велись. Женщина говорит, что уже несколько раз ездила туда и постоянно видит такую картину.
Вице-мэр Краснодара Владимир Архипов заявлял, что новая школа поможет детям, живущим в этом районе, ходить на уроки пешком и не тратить время на дорогу. Но на деле туда можно будет проехать через Западный обход (это 5–6 километров) либо дойти пешком минут за 30–40.
— От церкви [храма Святителя Николая Мирликийского Чудотворца] до этой школы 1,5–2 километра, а если живут дальше — 2,5–3 километра. Это большое расстояние для детей с рюкзаками. Тем более что дорога не заасфальтирована, и во время дождей там будет грязь, тротуара пока также нет, — отмечает Елена.
Уже работающие школы находятся от Садов Калинина вовсе не близко: до 99-й и 106-й — около пяти километров, до 68-й и 102-й — около шести.
«Как пишут "в шаговой доступности", но у нас шаговой доступности нет»
— Нам говорят: открываются школы в шаговой доступности. Но в этом году в районе Западного обхода открывается только одна новая школа — в районе ЖК «Достояние» 97-я школа. До нее 5–6 километров. Какая это шаговая доступность? — добавляет Евгения. — Департамент транспорта рисует на картах две новые школы (в «Самолетах» и на Брусилова), но они еще строятся, а автобусы забирают уже сейчас. То есть красиво отчитываются, что открывается столько-то новых школ, а фактически открыта в этом году только одна.
Проблемы с остановками
С Еленой мы встречаемся в Садах Калинина на улице Средней возле храма Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Женщина рассказывает, что раньше здесь неподалеку останавливались школьные автобусы, которые возили детей в 68-ю и 106-ю школы. По утрам на остановке собиралось около 200 школьников.
Также там останавливалась 38-я маршрутка, на которой дети ездили, например, в «Баскет-холл» заниматься в спортивных секциях. Сын Елены учится в 99-й школе, прямого подвоза из Садов Калинина в школу не было, поэтому он на 38-й маршрутке доезжал до Западного обхода, переходил на параллельную остановку и садился на школьный автобус. По возращении он на этой маршрутке ездил в «Баскет-холл» на занятия по боксу.
Теперь маршрут общественного транспорта «оптимизировали» — его оттуда убрали и перекинули на другую сторону Средней. Как теперь сын будет добираться на занятия по боксу — Елене непонятно.
Галина живет в СНТ «Животновод» рядом с ЖК «Лиговский». Женщина рассказывает, что по пути следования от «Лиговского» и до Западного обхода нормальных крытых остановок просто нет: людям приходится выходить прямо на обочину, зачастую там нет даже знака остановки, а дети ждут транспорт под солнцем, дождем или снегом.
Женщина провезла меня по пути движения школьного автобуса, чтобы наглядно показать это. На одной из «остановок» к нам подходит мужчина, который держит здесь СТО. Услышав, что я журналист, тоже начинает жаловаться на эту ситуацию.
— У нас тут вообще ужас: дождь идет, дети стоят ждут. Я бетон для детей заливал, чтобы когда они на остановке стояли, [им удобней было] — говорит мужчина.
Лариса отдала ребенка в 68-ю школу, потому что в 99-й в «Немецкой деревне» было 42–45 первоклашек, а в их — всего 28. Сейчас ее дочь уже идет в 6-й класс. После отмены школьного подвоза девочке придется ездить на общественном транспорте. При этом в Колосистый, где находится 68-я школа, никакого маршрута по брутто-контракту не пустили — как была единственная 29-я маршрутка, которая ходит раз в час, так и будет.
«У нас в семь утра уезжал целый школьный автобус в 68-ю школу, сейчас как мы будем все помещаться?»
— Раньше у учителя задача была какая: урок закончился, она всех своих цыплят выводит на улицу и всех рассаживает по маршрутам. Всё — ребенок сел в свой [автобус], там сопровождающий говорит: «Вася, выходи, твоя остановка». Всё, что забывали дети, было у водителя, в школах в отделе потеряшек. Сейчас получается, что если нам 29-й маршрут даже по брутто-контракту не сделают, всё, что потеряется — потеряется. А ребенок маленький в набитом автобусе даже физически не сможет увидеть свою остановку, — говорит Лариса.
— За шесть лет нас уже юридически переписали за четырьмя школами, но мы остались в 68-й, потому что как можно ребенка каждый год приучать к новой? Нас прировняли к городу, да, мы город, у нас тарифы городские, но у нас условия не городские: у нас асфальт заканчивается ровно по дороге, чуть-чуть сворачиваем в наш район: в лучшем случае щебень, в худшем — грязь. У нас нет переходов, освещения, асфальта и тротуаров. Чтобы дойти до любой школы, нужно пройти поле и стройки, а у нас, извините, из-за этих строек увеличилось количество гастарбайтеров, — говорит Лариса.
Одни отписки
Итак, детей в общественном транспорте, хотя бы учеников началки, после «оптимизации» школьного подвоза в любом случае будут сопровождать родители. Как им работать при таком графике? Что делать, если семья многодетная и дети учатся в разные смены? Получается, это будет занимать у родителей колоссальное количество времени, работать в таких условиях практически нереально. Да и проездные выдадут только детям, а взрослым придется платить за себя отдельно. Речи про безопасность детей также совершенно не идет.
Те, кто решит возить детей на машинах, создадут дополнительную нагрузку на транспортную сеть, и проблема жутких пробок в городе только усугубится.
Все эти аргументы группа инициативных родителей озвучивала в своих обращениях, которых написала уже несчетное количество, озвучивала на личных приемах в администрации, но всё в пустую. Власти объясняют свое решение тем, что по закону школьные автобусы в черте города не положены (но ведь раньше это не было проблемой!).
Так, в прокуратуре Прикубанского округа заявили, что если место проживания обучающихся и место нахождения школ расположены в одном и том же населенном пункте Краснодара, то исключаются правовые основания для организации бесплатной перевозки обучающихся. Касательно постановления главы Роспотребнадзора, в прокуратуре заявили, что альтернатива в виде организации транспортного обслуживания предусмотрена только для школьников и детсадовцев в сельской местности, воспитанников организаций для детей-сирот.
Похожий ответ прислали из Управления президента по работе с обращениями граждан и организаций, из департамента транспорта и краевого Минобра. В региональном Роспотребнадзоре также подтвердили, что транспортное обслуживание организуется только для учеников школ в сельской местности, а подвоз обучающихся городских школ требованиями санитарных правил и нормативов не регламентирован. В Минпросвещения ответили, что организация перевозки обучающихся в пределах муниципального образования относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.
В городе Аксае Ростовской области прокурор через суд добился того, чтобы администрация организовала перевоз учеников до школы и обратно. «Суд <...> исходил из того, что обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся в образовательные учреждения в сельской местности возлагается на учредителя образовательного учреждения не только между поселениями, но и между населенными пунктами одного поселения, в случае несоблюдения требования пешеходной доступности до образовательных организаций», — говорится в определении Четвертого кассационного суда, который согласился с решениями нижестоящих судов. Теперь дети в Аксае ездят 3 километра на школьном автобусе.
Элладе, многодетной матери и активистке, удалось попасть на личный прием к министру образования края Елене Воробьевой. Там ей стали говорить то, что до этого писали в ответах на обращения: никаких оснований для подвоза нет. Женщина попросила Воробьеву направить инициативу, чтобы внести поправки в законы, разрешающие школьный подвоз по городу, так как в Краснодаре маршрутки не соответствуют нормам безопасности. Министр пообещала, что сделает это. В свою очередь родители подготовили письмо с приложением всех полученных ответов от властей на 60 листах в администрацию президента, чтобы ускорить решение вопроса.
Родители настаивают, что им положены школьные автобусы согласно подпункту «в» пункта 5 постановления главы Краснодара № 5485: «расстояние от образовательных организаций превышает расстояние, предусмотренное постановлением главы Роспотребнадзора, <...> при условии отсутствия транспортной доступности образовательной организации либо места проживания обучающихся или при условии неудовлетворительной провозной способности маршрутов общественного транспорта, не обеспечивающей удовлетворение потребности населения в перевозках, в том числе обучающихся, подтвержденной обследованиями пассажиропотока, при отсутствии возможности по увеличению существующей провозной способности».
Также Эллада вместе с еще пятью родителями пыталась добиться встречи с главой Краснодара Евгением Наумовым, но их принял его заместитель Владимир Архипов.
«Для нас удивительно, что глава города, принимая решение об отмене подвоза, не находит времени встретиться с родителями и услышать их»
— Администрации нужно было спросить, продолжаем ли мы ходить в эти школы, если не продолжаем, то куда мы идем. Сначала с нами проработать. Если мы продолжаем ходить в эти школы, почему нам меняют условия, не спрашивая нас? Мы говорим нашу боль, но нам говорят: «Нет, вот вам общественный транспорт». Они не слышат нас, и получается очень много проблем, — говорит Эллада.
Пока родителей услышала только председатель комитета Госдумы России по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. Она обратилась к губернатору Кубани Вениамину Кондратьеву с просьбой вмешаться в ситуацию и оказать содействие в решении этой проблемы.
Сэкономили?
Раньше в школу № 68 на улице Звездной в поселке Колосистом детей из района Сады Калинина и улицы Пригородной возили школьными автобусами. С нового учебного года эти два маршрута убрали, оставив только маршрут, который идет в школу из поселка Копанского.
— Просто забрали у детей возможность добраться до школы на школьном автобусе, — сетует Евгения.
К слову, в этом году было бы 40 лет, как школьный автобус ездит к 68-й школе. К 99-й автобусы возили детей около 10 лет. К 106-й родители выбили подвоз, когда она открылась, — в 2020 году. Если брать эти три школы — 99-ю, 68-ю и 106-ю, то получается, что власти лишили около 2500 детей школьного автобуса, говорят родители.
«Оптимизацию» школьного подвоза можно было бы списать на желание властей сэкономить бюджетные средства, но изучив госконтракты кажется, что особой выгоды в этом нет. Судите сами — на новый учебный год власти готовы заключить контракт ценой свыше 692 миллионов рублей на подвоз детей в пригород.
До этого власти заключили несколько контактов на подобную услугу в 2021 году сроком на два года. Общая цена контрактов — 845,6 миллиона рублей. Но это на два учебных года, а не на один.
В том числе контракт на подвоз детей к школам № 106, 68, 99 и 79 был заключен с ИП Тамарой Святковской. За два года подрядчику заплатили 117,7 миллиона рублей. Или это слишком большие деньги за безопасность школьников?