Застройка микрорайона Гидростроителей, который получил свое название в честь строителей Краснодарского водохранилища, началась в 70-х годах прошлого века. По воспоминаниям старожилов, первый дом там сдали в 1974 году. Однако строительство жилья продолжается и поныне.
Портал 93.RU с помощью программы Google Earth Pro изучил спутниковые снимки Гидростроя за последние 20 лет и решил показать, как раньше выглядел микрорайон, также немного вспомнить его историю.
Исчерпал свои ресурсы
На конец 2019 года в ГМР проживали свыше 80 тысяч человек, сообщала администрация города. По численности населения микрорайон уступил лишь Юбилейному (там 100 тысяч жителей). В 2021 году глава Карасунского внутригородского округа Николай Хропов рассказывал о резком росте населения Гидростроя. Чиновник спрогнозировал, что через три года, то есть в 2024 году, там будет проживать свыше 114 тысяч человек.
При этом, по мнению руководящего тогда Краснодаром Андрея Алексеенко, ГМР — один из наиболее отстающих микрорайонов в части социальной и дорожно-транспортной инфраструктур. Чтобы исправить ситуацию, Алексеенко поручил разработать «комплексную программу развития микрорайона».
— Эта часть города исчерпала свои ресурсы еще лет пять назад, поэтому сейчас нам нужен понятный алгоритм по развитию социальной и дорожно-транспортной инфраструктур с конкретными сроками его реализации. Никто ни одного квадратного метра жилья здесь больше не построит, пока не будет понимания, как обеспечить жителей школами, детскими садами, поликлиниками и транспортом, — говорил Алексеенко.
Впрочем, еще за несколько лет до Алексеенко предыдущий глава города Евгений Первышов заявлял, что запретил выдавать разрешение на строительство новых многоэтажек на Гидрострое, если параллельно с ними не будут возводиться социальные объекты.
— Ограничение будет действовать до тех пор, пока мы детально не проанализируем ситуацию по коммуникациям, социальным объектам, дорогам и не выработаем пути решения накопившихся здесь проблем. Пока у нас не будет четкого понимания того, как устранить образовавшиеся пробелы в развитии инфраструктуры данного жилого массива, — говорил Первышов.
Сейчас Первышова и Алексеенко сменил на посту мэра Краснодара Евгений Наумов. Редакция 93.RU понаблюдает, сможет ли этот чиновник решить накопившиеся проблемы Гидростроя и как его будут застраивать. А пока предлагаем вам посмотреть, как менялась эта часть города на протяжении последних 20 лет.
Кольца Гидростроя
«Фишка Гидостроя — в его кольцах. Нет, речь не про разворотные кольца, а про дороги, огибающие микрорайон. До начала XXI века «колец» в ГМР было всего два — Малое и Большое. С расширением микрорайона их количество увеличилось до четырех.
Первое кольцо ограничено улицами Игнатова — Трудовой Славы — Дмитрия Благоева;
второе кольцо: улицы Автолюбителей — Гидростроителей — Дмитрия Благоева;
третье кольцо: улицы Автолюбителей — Невкипелого — Дмитрия Благоева;
четвертое кольцо: улицы Автолюбителей — Невкипелого — Снесарёва — Валерия Гассия.
Чтобы показать детальнее, как рос микрорайон, мы решили разделить его на «старый» и «новый» Гидрострой. В «старый» включили территорию с первым и вторым кольцом, в «новый» — с третьим и четвертым.
«Старый» Гидрострой за последние десятилетия не претерпел значительных изменений: это по-прежнему утопающая в зелени часть микрорайона преимущественно с советской застройкой. Да, кое-где выросли новые многоэтажки, но где их теперь нет?
А вот «новый» Гидрострой — это как раз та часть, где сравнительно недавно было чистое поле, а в 10-х годах случился строительный бум. Большое количество многоэтажек и привело к взрывному росту населения, а привлекательность ГМР померкла.
«Яма»
Рядом с микрорайоном Гидростроителей находится так называемая «Яма». Это территория площадью свыше 515 гектаров в границах улиц Благоева, Мачуги, Бородинской, Пашковского переката и берега реки Кубань.
Несколько лет назад институт «Горкадастрпроект» разработал проект застройки «Ямы». Там планировали разместить более 20 детских садов, девять школ, медицинский стационар, две детские поликлиники, также по территории должна была пройти трасса «Южный скоростной периметр», которая соединила бы улицу Воронежскую с трассой М-4 «Дон».
Как рассказывал журналистам общественник Владислав Амерханов, реализацию проекта осложнял тот факт, что эта территория находится в частной собственности у разных хозяев. Да и жители переживали, что застройщики через суд исключат обещанные садики и школы — и «Яму» застроят сплошными многоэтажками.
— Никто из застройщиков не получит разрешения на строительство жилья на этой территории, пока не даст обязательства обеспечить ее объектами социальной инфраструктуры в соответствии со всеми требованиями федерального, краевого и местного законодательства. Также от застройщиков потребуется соблюдать все нормы в части обеспечения безопасности жилого массива от подтоплений, — пообещал в 2018 году зампредседателя гордумы Виктор Тимофеев.
В каком виде реализуется этот проект и реализуется ли вообще — покажет время. Так, например, планы по строительству «Южного скоростного периметра» пока существуют лишь на бумаге, потому что проект требует больших финансовых затрат, говорил журналистам в феврале 2023 года новый мэр Краснодара Евгений Наумов.
Портал 93.RU направит запрос в администрацию города, чтобы узнать, что чиновники планируют делать с «Ямой». А пока предлагаем посмотреть, как менялась (и немного застраивалась) эта часть города.
Ранее мы показывали, что было на месте краснодарского «Шанхая», Музыкального и Метальникова 20 лет назад и как появились парк и стадион «Краснодар» и микрорайоны неподалеку от них.